ФИО8 ДЕЛО № 2 –363/22
Решение
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием истца Большакова Е.Г.,
представителя ответчика ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» Файзуллина Д.В.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Е.Г. к ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» о признании приказов о вакцинации и отстранении от работы незаконными, их отмене, взыскании заработный платы, компенсационной выплаты и компенсации морального вреда,
установил:
Большакова Е.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ работает врачом-радиологом в ГАУЗ «Республиканский онкологический диспансер МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала». ДД.ММ.ГГГГ приказом главного врача от ДД.ММ.ГГГГ она была отстранена от работы с формулировкой «без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ работников до окончания эпидемиологического неблагополучия либо прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19». При этом указывает, что с приказам главного врача от ДД.ММ.ГГГГ об обязательной вакцинации она была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. Считает данные приказы незаконными, вынесенными с превышением должностных полномочий, выходящими за пределы трудовых правоотношений и ущемляющими ее права по признаку здоровья, поэтому просит их отменить, а также начислить и выплатить заработную плату за время вынужденного простоя, выплатить денежную компенсацию за каждый день задержки не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ и компенсировать моральный вред в размере 300000 рублей.
Истец Большакова Е.Г. в судебном заседании требования иска с учетом уточнения поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» Файзуллин Д.В. требования иска не признал по мотивам, подробно изложенным в письменном отзыве на исковое заявление
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Данным Федеральным законом предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абз. 3 п. 1 ст. 2, абз.14 ст. 1 Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 49, пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными в соответствии с указанным Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного Федерального закона, наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Указанные полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ и Приказом Минздрава №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приложение № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»).
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 157-ФЗ).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности. Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).
Согласно статье 35 Федерального закона №52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно пункту 66 СанПиН 3.3686-21 решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации (пункт 67 СанПиН 3.3686-21).
Из системной взаимосвязи указанных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года №125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года №47н в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции:
- к приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более;
- к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг;
- к приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных Кодексом и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев являются положения Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как отмечено выше, при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Учитывая, что соответствующее мотивированное решение принято и оформлено актом постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан (Татарстан), для работников, указанных в данном постановлении, вакцинация становится обязательной.
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ).
Таким образом, работники, отказавшиеся от вакцинации и не имеющие медицинских противопоказаний, могут быть отстранены от работы.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Большакова Е.Г. работает врачом-радиологом в ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (ныне - ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала») – трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Главным врачом ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» Хидиятовым И.Р. издан приказ №/п от ДД.ММ.ГГГГ об обязательной вакцинации от COVID-19 (однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вторым компонентом двухкомпонентной вакцины до ДД.ММ.ГГГГ), с которым Большакова Е.Г. ознакомилась, однако выразила свое несогласие (лист ознакомления с приказом).
Приказом главного врача ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» №/л от ДД.ММ.ГГГГ Большакова Е.Г. была отстранена от работы с формулировкой «без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ работников до улучшения эпидемиологической обстановки, в связи отсутствием вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пунктом 2 того же приказа постановлено допустить работников к работе до истечения срока, указанного в п. 1 приказа, со дня, следующего за днем предъявления документа, подтверждающего введение первого компонента прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Уведомление о вакцинации от коронавируса получено Большакова Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ, с указанным выше приказом ознакомлена также ДД.ММ.ГГГГ, где выразила также свое несогласие (лист ознакомления с приказом), дать письменный отказ от вакцинации, она также отказалась (акт об отказе дачи объяснений от ДД.ММ.ГГГГ).
Документ, подтверждающий вакцинацию от COVID-19, истец суду не представила.
Таким образом, поскольку вакцинация становится обязательной для граждан или отдельных групп лиц, и если так постановил главный государственный санитарный врач региона РФ, сотрудника нельзя допускать к работе, если он отказался от вакцинации без уважительных причин. Работников, подлежащих обязательной вакцинации и отказавшихся от нее, требуется отстранять от работы без сохранения зарплаты, а следовательно оспариваемые приказы главного врача ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ (№/п) и ДД.ММ.ГГГГ (2576/л) являются законными и обоснованными.
При этом, суд считает необходимым указать, что закрепленный в статье 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 №157-ФЗ принцип добровольности медицинского вмешательства может быть реализован любым гражданином путем отказа от вакцинации, однако указанное не исключает соответствующих последствий, заключающихся в отстранении работника от выполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Поскольку исковые требования Большакова Е.Г. о начислении и выплаты заработной платы за время вынужденного простоя, выплате денежной компенсации за каждый день задержки не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм и компенсации морального вреда, являются производными от основного требования о признании незаконными приказов главного врача ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, они также не подлежат удовлетворению.
Иные доводы и утверждения истца, приведенные в судебном заседании, а также изложенные в письменных позициях, не влияют на существо принимаемого судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Большакова Е.Г. в иске к ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З. Сигала» о признании приказов о вакцинации и отстранении от работы незаконными, их отмене, взыскании заработный платы, компенсационной выплаты и компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: