Судья: Короткова Т.Н. Дело № 33а-1362/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
судей Соловьева В.А., Машкиной Н. Ф.,
при секретаре Прозоровой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 мая 2020 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ш.А.Ю. на решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 29 ноября 2019 года, которым
в удовлетворении заявленных требований Ш.А.Ю. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № - отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямова Р.Р., судебная коллегия по административным делам,
У С Т А Н О В И Л А:
Ш.А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Архитектуры и Градостроительства Администрации города Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г. Ижевска), в котором просит:
признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Свои требования мотивировал тем, что является собственником вышеуказанного земельного участка, который отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. 04.07.2019г. истец обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. 15.07.2019г. был уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок, на котором предполагается строительство индивидуального жилого дома, расположен в границах территориальной зоны Ж-1 – зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены. Полагает, что указанное уведомление ограничивает права собственника земельного участка на строительство на нем индивидуального жилого дома, нарушает права собственника жилого помещения и конституционное право на жилище.
В судебное заседание административный истец Ш.А.Ю. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебное заседание представитель административного ответчика ГУАиГ Администрации г. Ижевска А.С.В., действующий на основании доверенности, не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме. Считает, что судом дана неверная оценка всем обстоятельствам рассматриваемого дела, по существу настаивает на том, что на принадлежащем ему земельном участке, ввиду отсутствия каких-либо запретов, возможно строительство запланированного ему индивидуального жилого дома, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка в подтверждающих документах на земельный участок.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Ш.А.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 9-11, 24 -26).
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУАиГ Администрации г. Ижевска сообщило Ш.А.Ю. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).
Основанием для выдачи вышеназванного уведомления послужило то обстоятельство, что Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 (ред. 19 марта 2019 года № 254-р) установлен градостроительный регламент, согласно которому, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше). Строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства на указанной территории не предусмотрены (л. д. 8, 18).
Разрешая заявленный спор, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом действующего нормативно-правового регулирования спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, действия административного ответчика соответствуют закону.
Вывод суда и указанные этому мотивы основаны на законе.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (пункт 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение закреплено законодателем в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
В соответствии с пунктом 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года № 121 (в редакции от 25 апреля 2019 года), к полномочиям данного публичного органа отнесено направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном на территории городского округа, и внесение в них изменений.
Оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом, в установленные законом сроки, порядок и процедура его вынесения не нарушены.
Административный истец обратился в суд в установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом, в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Буквальный анализ приведенных положений позволяет говорить о том, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка, а изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска.
Из преамбулы Правил землепользования и застройки города Ижевска следует, что Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории города Ижевска - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами застройки установлены территориальные зоны с учетом: 1) определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации видов территориальных зон; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Ижевска; 3) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории города Ижевска; 5) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (часть 1 статьи 4 Правил землепользования и застройки города Ижевска).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок, на котором Ш.А.Ю. планирует разместить объект индивидуального строительства, расположен в территориальной зоне Ж1 - Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше).
В состав жилой зоны (Ж) входит зона многоквартирной жилой застройки высокой этажности (5-9 этажей и выше) (Ж1), которая выделена с целью развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий зон комфортной многоквартирной жилой застройки высокой этажности; развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещение необходимых объектов и транспортной инфраструктуры (пункт 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска)
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 2 статьи 9 Правил землепользования и застройки города Ижевска предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне статьями 10-11 настоящих Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства приведены в таблице 1 (приложение 3) (часть 1 статьи 10 Правил землепользования и застройки города Ижевска).
В соответствии с указанными Правилами для земельного участка административного истца установлена функциональная зона Ж-1, в которой градостроительным регламентом размещение индивидуальных жилых домов предусмотрено в условно разрешенных видах использования.
Однако, в силу п. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке может быть осуществлена только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Также следует отметить, что в данном случае речь не идет о реконструкции ранее возведенного жилого помещения или о строительстве объекта недвижимости, в границах ранее возведенного объекта недвижимости, а как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, о возведении нового объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись достаточные основания для вынесения уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства по адресу: <адрес>, оспариваемое решение органа местного самоуправления направлено на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы Ш.А.Ю., что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, судебная коллегия отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что при составлении уведомления были соблюдены все градостроительные регламенты, предусмотренные Правилами землепользования и застройки города Ижевска, судом не принято во внимание, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении принадлежащего административному истцу земельного участка к функциональной зоне Ж-1, где размещение объектов индивидуального жилищного строительства возможно в условно разрешенных видах использования, то они не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку указанная функциональная зона территории отображена в графических материалах Правил землепользования и застройки города Ижевска и данные сведения являются общедоступными.
Несогласие административного истца с указанным фактом не исключает для него возможности оспорить в данной части Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном ст. 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы административного истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 29 ноября 2019года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.А.Ю. - без удовлетворения
Председательствующий судья: Р.Р. Ахкямов
Судьи: Н.Ф. Машкина
В.А. Соловьев