КОПИЯ Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2020 г.
Дело №/А-197/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тимаевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Фидусовой Д.Ю.,
с участием заместителя прокурора Себежского района Псковской области Горовского И.О.,
административного ответчика – и.о. Главы Администрации сельского поселения «Себежское» Егорова В.В.,
представителя заинтересованного лица – Администрации Себежского района – Шолоховой А.С., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Себежского района Псковской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ, нерегистрации права собственности на них, а также об обязании осуществить постановку на кадастровый учет спорных земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Себежского района Псковской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в Себежский районный суд с административным иском, уточненным в порядке 46 КАС РФ, к Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ, нерегистрации права собственности на них, а также об обязании в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на кадастровый учет спорных земельных участков.
В обоснование иска указано, что на территории сельского поселения «Себежское» расположено 2 гражданских кладбища, находящихся д. Томсино, д. Дубровка площадь около 2 га. Основанием для включения данных объектов в реестр муниципальной собственности являются положения Закона Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, а также Закона Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, в силу которых муниципальное образование «Себежское» фактически является собственником указанных объектов недвижимости. Однако государственная регистрация права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не произведена, мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществлению постановки на кадастровый учёт земельных участков, занятых под общественные кладбища, не принято. Между тем, отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к захоронению тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В судебном заседании заместитель прокурора Себежского района Псковской области Горовский И.О. уточненные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
И.о. Главы Администрации СП «Себежское» Егоров В.В. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
Представитель Администрации Себежского района Псковской области Шолохова А.С. в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях) в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия МТУ Росимущества, и что не возражают относительно удовлетворения уточненного административного иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ст. 8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га относятся к IV классу опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а так же части таких территорий.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер, описание местоположения границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которым отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее ФЗ «О кадастровой деятельности») кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета недвижимого имущества, сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно ч. 4.1. ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В силу ст. 39 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названны Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Общественное кладбище относится к недвижимому имуществу, поскольку прочно связано с землёй, перемещение указанного объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что прокуратурой Себежского района Псковской области проведена проверка соблюдения Администрацией СП «Себежское» законодательства о муниципальном имуществе, погребении и похоронном деле, земельного законодательства, в рамках которой было выявлено, что на территории сельского поселения «Себежское» расположено 2 гражданских кладбища, находящихся д. Томсино, д. Дубровка площадь около 2 га. При этом государственная регистрация права собственности на земельные участки, на которых расположены данные кладбища, не произведена, мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществлению постановки на кадастровый учёт земельных участков не принято.
По результатам прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрацией СП «Себежское» внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ прокурору дан ответ, что из-за недостаточного финансирования поставить на кадастровый учет находящиеся на территории волости места захоронения нет возможности.
Между тем, отсутствие в установленном законом порядке решений по постановке занятых под кладбища земельных участков на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории мест захоронения.
Так, при осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Дефицит финансирования сам по себе не может являться основанием для неисполнения органом публичной власти возложенных на него социально значимых функций, при том, что меры прокурорского реагирования, направленные на понуждение к реализации таких функций, принимались более года назад, а в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что запрашиваемый истцом срок для организации финансирования мероприятий по постановке земельных участков на кадастровый учет достаточен.
С учетом анализа приведенных выше правовых норм, а также того факта, что спорные кладбища, являющиеся сами по себе земельными участками, в соответствии с реестром муниципального имущества находятся в собственности СП «Себежское», обязанность по выполнению в их отношении кадастровых и иных работ несет именно данное муниципальное образование.
С учетом изложенного, выполнение органом местного самоуправления указанных в иске действий является их публично-правовой обязанностью в соответствии с их компетенцией, в связи с чем, непринятия мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, что повлечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, будет препятствовать осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При таких обстоятельствах, поскольку, непринятие мер по содержанию кладбищ может привести к созданию антисанитарных условий, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Принимая во внимание, что непосредственную постановку объектов недвижимости на кадастровый учет осуществляют органы Росреестра, а не органы местного самоуправления, суд полагает, что ответчика необходимо обязать осуществить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, к каковым относится разработка межевых планов и иной документации, их предоставление в органы Росреестра с соответствующим заявлением.
Согласно пояснениям представителя ответчика 1 (один) год достаточно для исполнения решения суда, поэтому суд не находит оснований для увеличения данного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180, 227–228, 298 ч. 1 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Себежского района Псковской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под размещение кладбищ, находящихся в деревнях Томсино, Дубровка Себежского района Псковской области, а также в нерегистрации права собственности на данные земельные участки.
Обязать Администрацию сельского поселения «Себежское» Себежского района Псковской области в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены места захоронения в д. Томсино, д. Дубровка площадью около 2 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна. Судья А.С. Тимаева