Дело № 2-1039/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Ветровой С.В.
при секретаре Голосовой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ГЕРМЕС» о возложении обязанности очистить от отходов территорию общего пользования и провести ее рекультивацию
у с т а н о в и л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ГЕРМЕС» о возложении обязанности очистить от отходов территорию общего пользования и провести ее рекультивацию. Свои требования мотивировал тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению о нарушениях природоохранного законодательства при эксплуатации ООО «Гермес» полигона промышленных отходов «Холм», расположенного на территории Апраксинского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в ходе которой установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 108 223 м2 под данным объектом размещения отходов передан ООО «Гермес». Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского района Костромской области по договору аренды от <дата> № (с учетом дополнительных соглашений, в том числе от <дата>). В настоящее время данный договор пролонгирован до <дата> и является действующим. Полигон промышленных отходов «Холм» внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (регистрационный номер - № инвентарный номер - № ООО «Гермес» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности № от <дата>, выданную на основании приказа Управления Росприроднадзора по Костромской области от <дата> №. В соответствии с указанной лицензией ООО «Гермес» разрешается осуществлять лицензированные виды деятельности на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес> бессрочно. В последующем, в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Костромской области от <дата> № указанная лицензия переоформлена на лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов. Место и срок осуществления лицензированных видов деятельности остались прежними. Отходы размещаются на полигоне «Холм» на основании более 200 договоров на прием и размещение отходов, заключенными ООО «Гермес» с контрагентами. Размещаемые отходы по своему составу являются бытовыми (от населения) и промышленными отходами (отходами производства), что в том числе подтверждается рабочим регламентом эксплуатации полигона, программой производственного контроля и иными материалами проверки. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Гермес» допускаются нарушения требований природоохранного законодательства и санитарно-гигиенических правил при эксплуатации объекта размещения отходов «Холм» : при эксплуатации полигона «Холм» осуществило складирование отходов за пределами рабочих карт полигона с западной, восточной и северной сторон на общей площади около 20000 м2 между телом полигона и прилегающей древесно-кустарниковой растительностью. Земельный участок, на котором складированы отходы, относится к землям общего пользования, категория земель - земли населенных пунктов. Тем самым ООО «Гермес» причинило вред окружающей природной среде, который должен быть возмещен по следующим основаниям. Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Ущерб, причиненный окружающей среде в результате незаконных действий ООО «Гермес» по размещению отходов за пределами полигона промышленных отходов «Холм», должен быть возмещен в полном объеме посредством рекультивации загрязненных (захламленных) земель. В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями закона, <дата> генеральному ООО «Гермес» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и признано обоснованным. Вместе с тем, по состоянию на <дата> выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о необходимости понуждения ответчика к исполнению возложенных обязанностей в судебном порядке. Выявленные нарушения создают прямую угрозу возникновения причинения вреда окружающей среде и здоровью человека, чем нарушаются право каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч, 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке. В силу ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании помощник прокурора Михин А.А. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении доводам.
Представитель ответчика по доверенности Чигарев Е.А. в судебном заседании полагал что действительно, при уточнении границ земельного участка, на котором расположен объект, установлено складирование отходов за пределами рабочих карт полигона, так как при межевании земельного участка допущена кадастровая ошибка, в настоящее время данная ошибка устранена, подготовлен новый межевой план. Между тем, сроки для устранения нарушений недостаточны, так исходя из самых общих расчетов для очистки несанкционированных участков и их рекультивации необходимо время примерно до июня 2019 года, возможно даже и более длительный срок, исходя из специфики производимых работ.
Администрация Апраксинского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае ; возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1ст.51)
Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 5.1. Санитарных правил 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30,05.2001 № 16 складирование отходов допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», разработанными в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 108 223 м2 предоставлен ООО «Гермес» по договору аренды от <дата> № (с учетом дополнительных соглашений, в том числе от <дата>), срок действия договор до <дата>
ООО «Гермес» земельный участок используется для размещения полигона промышленных отходов «Холм» внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (регистрационный номер - №, инвентарный номер - №).
ООО «Гермес» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности № от <дата>, выданную на основании приказа Управления Росприроднадзора по Костромской области от <дата> №, в соответствии с которой ООО «Гермес» разрешается осуществлять лицензированные виды деятельности на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес> бессрочно.
В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Костромской области от <дата> № указанная лицензия переоформлена на лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов. Место и срок осуществления лицензированных видов деятельности остались прежними.
При рассмотрении гражданского дела установлено, что ООО «Гермес» при эксплуатации полигона «Холм» осуществило складирование отходов за пределами рабочих карт полигона с западной, восточной и северной сторон на общей площади около 20000 м2 между телом полигона и прилегающей древесно-кустарниковой растительностью.
Земельный участок, на котором складированы отходы, относится к землям общего пользования, категория земель - земли населенных пунктов.
Указанные факты сторонами по делу не оспариваются., в связи с чем, требования прокурора очистить от отходов территорию общего пользования и провести его рекультивацию в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о кадастровой ошибке при выполнении землеустроительного дела ООО «Инженерная геодезическая фирма «Земля» 2008 г., что и повлекло нарушение природоохранного законодательства, предоставление Межевого плана ООО «ИФ «Земля» «ТиС» от 2015 года, не может повлиять на выводы суда, поскольку ответственность за нарушение требований законодательства лежит на ООО «Гермес», предприятие на основании соответствующей лицензии обладает правом на произведение работ по очистке мест складирования отходов и рекультивации.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения вышеуказанных требований - до 01 июня 2018 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для осуществления мероприятий, предусмотренных судебным решением, что подтверждается также пояснениями лиц, участвующих в деле, расчетом технической возможности устранении нарушений при размещении отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на ООО «ГЕРМЕС» обязанность в срок до <дата> очистить от отходов территорию общего пользования площадью около 20 000 м.кв. между земельным участком с кадастровым номером № и прилегающей древесно-кустарниковой растительностью с северной, западной и восточной сторон от указанного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья: С.В. Ветрова