дело №2-609/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парначевой А.А. к Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа, признании постановления недействительным, обязании внести изменения в постановление, обязании поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
установил:
истец Парначева А.А. обратилась в суд с иском к Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО Сыктывкар, где указала на несогласие с ответом Комитета жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **, данному на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... об отказе в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья». В связи с чем просит суд признать незаконными ответ от ** ** **, постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ..., внести изменение в данное постановление и обязать поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Парначев П.С., Парначев С.В.
В судебное заседание истец, представители ответчиков и третьи лица не явились, о слушании извещены.
Судом установлено.
** ** ** между Парначевым П.С. и ... А.А. заключен брак. После заключения брака супруге присвоена фамилия Парначева. Брак расторгнут ** ** ** на основании решения мирового судьи ... судебного участка г. Сыктывкара от ** ** **.
На основании свидетельства о праве на наследства по закону от ** ** ** Парначева А.А. являлась собственником ... квартиры площадью ... по адресу: .... Право собственности на данную ... квартиры отчуждено ** ** **. Указанные обстоятельства отражены в выписке из ЕГРП.
Парначевым П.С. по договору купли-продажи от ** ** ** приобретена квартира по адресу: ...
В соответствии с договором дарения от ** ** ** Парначев П.С. дарит ... данной квартиры Парначевой А.А.
В соответствии с договором дарения от ** ** ** Парначев П.С. дарит ... данной квартиры Парначевой А.А.
В соответствии с договором дарения от ** ** ** Парначев П.С. дарит ... квартиры своему отцу Парначеву С.В.
В соответствии с договором дарения от ** ** ** Парначева А.А. дарит ... квартиры отцу Парначева П.С. - Парначеву С.В.
В квартире по адресу: ..., согласно поквартирной карточке зарегистрированы по месту жительства Парначева А.А., Парначев П.С., их ... ... Я.П. и ... Д.П., а также ... Парначевой А.А. – ... К.Е.
** ** ** Парначева А.А. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет на предоставление социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья».
В качестве членов своей семьи истец Парначева А.А. указала ... ... Я.П., ... Д.П., ... К.Е.
В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... истцу отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» в связи с отсутствием основания, поскольку обеспеченность жилой площадью с учетом квартиры по адресу: ..., составляет более ... кв.м.
Согласно подп. «Г» п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют семьи, имеющие трех и более детей, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган):
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, определенного федеральным законодательством, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
Истец указывает на то, что членом ее семьи третье лицо Парначева С.В. не является, общее хозяйство с ним истец не ведет. Истец проживает с бывшим мужем и детьми в квартире по адресу: ...
Аналогичные пояснения дал Парначев С.В. в судебном заседании ** ** **
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как отмечено в подп. «А» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
Регистрация по месту жительства является административным актом, который может не соответствовать фактическому проживанию и составу семьи.
Учитывая пояснения сторон, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что истец с детьми в настоящее время не является фактически членами семьи собственника квартиры, с которым совместно не проживает, общее хозяйство не ведет.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно Решению Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма на территории г. Сыктывкара составляет 10,5 кв.м. В рассматриваемом случае на каждого члена семьи истца приходится менее учетной нормы.
В то же время суд приходит к выводу о правомерности отказа по следующим основаниям.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2007 N 258-О-О, применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно п. 4 ч. 13 ст. 2 Закона РК от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Согласно ч. 14 ст. 2 Закона РК от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет после устранения причин, послуживших основанием для отказа. При ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу, что действия истца Парначевой А.А. и законного представителя ... ... Я.П. и ... Д.П. – ... П.С. по отчуждению жилого помещения по адресу: ... привели к тому, что уровень обеспеченности жилой площадью Парначевой А.А. и ее ... детей составил менее учетной нормы ... кв.м.
При отсутствии факта отчуждения жилого помещения на каждого члена семьи приходилось бы по ... что значительно выше учетной нормы.
Кроме того, отчуждение Парначевой А.А. ... квартиры по адресу: ..., также является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку при отсутствии данного факта на каждого члена семьи на момент подачи заявления приходилось бы по ...
В такой ситуации изменение фактических обстоятельств, а именно, рождение ** ** ** ... ребенка, а, следовательно, изменение статуса семьи и возникновение права на постановку на учет для получения социальной выплаты, не имеет существенного значения, поскольку и до рождения ребенка семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу отчуждения принадлежавших им жилых помещений, но не имела права претендовать на постановку на учет по правилам подп. «Г» п. 1 ст. 1 Закона 5 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" N 30-РЗ.
Ссылка в объяснениях на вынужденный характер отчуждения по договору доли квартиры не принимается во внимание как не имеющая юридического значения.
Учитывая изложенное, у администрации МО ГО отсутствовали основания для постановки на учет на получение социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья», в связи с чем в иске необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд
р е ш и л :
Иск Парначевой А.А. к Комитету жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа, признании постановления недействительным, обязании внести изменения в постановление, обязании поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов