Решение по делу № 33а-10881/2021 от 23.06.2021

дело № 33а-10881/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2021 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Кориновской О.Л.,

судей Коряковой Н.С., Рудакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Евдокимовой А.Ф., Паначёвой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-817/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Тимкиной Марии Алевтиновне о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Тимкиной Марии Алевтиновны

на решение Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 16 по Свердловской области, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением к Тимкиной М.А., в котором просит взыскать задолженность по пени, начисленным на недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 24 469 рублей 13 копеек.

В обоснование требований указано, что административным ответчиком 17 апреля 2009 года подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с заявленным доходом от продажи имущества на сумму 1215 000 рублей. Исчислен НДФЛ к уплате в размере 27 950 рублей (1215000 рублей – 1000000 рублей) х 13%. В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем МИФНС России № 16 по Свердловской области в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. Тимкиной М.А. направлено требование от 17 февраля 2020 года № 35913 об уплате пени в размере 25101 рубля 03 копеек, начисленных на сумму недоимки. Налогоплательщик уплатил 631 рубль 90 копеек, до настоящего времени не исполнено требование об уплате задолженности по пени в размере 24 469 рублей 13 копеек.

Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2021 года административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Свердловской области удовлетворено. С Тимкиной М.А. взысканы в доход федерального бюджета пени по налогу на доходы физических лиц в размере 24469 рублей 13 копеек, государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 934 рублей.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик Тимкина М.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что суд не запросил и не исследовал материалы камеральной проверки, а также налоговым органом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд.

Административный истец МИФНС России № 16 по Свердловской области, административный ответчик Тимкина М.А. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно и надлежащим образом факсимильной связью, телефонограммой 28, 29 июня 2021 года, 09 августа 2021 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, об отложении слушания по делу ходатайств не заявляли.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу (абзацы второй, шестой подпункта 5 пункта 1).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации производят, в том числе физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению (подпункт 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. При этом в силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 01 января 2016 года, срок владения таким имуществом составляет три года (пункт 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1); сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3); пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 апреля 2009 года в налоговый орган Тимкиной М.А. подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, исчислен НДФЛ к уплате в размере 27 950 рублей (1215000 рублей – 1000000 рублей) х 13%.

Срок уплаты недоимки по НДФЛ за 2008 год – 15 июля 2009 года, в установленный законном срок обязанность по уплате налога Тимкиной М.А. не исполнена, в связи с чем налоговым органом Тимкиной М.А. выставлено требование от 21 июля 2009 года № 41111 об уплате НДФЛ за 2008 год, а также исчислены пени на недоимку за период с 02 мая 2011 года по 17 февраля 2020 года в размере 25101 рубль 03 копейки.

Требование от 17 февраля 2020 года № 35913 об уплате пени в размере 25101 рубля 03 копеек, начисленных на недоимку по НДФЛ за 2008 год, направлено налогоплательщику 28 февраля 2020 года, о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции.

Указанное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 16 по Свердловской области к мировому судье судебного участка № 4 Тагилстроевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа, а после вынесения определения об отмене судебного приказа, в суд с указанным административным иском.

Суд первой инстанции, установив вышеуказанные фактические обстоятельства дела, удовлетворяя требования административного истца МИФНС России № 16 по Свердловской области в части взыскания пени, проверил порядок и сроки направления требования от 17 февраля 2020 года № 35913, процедуру взыскания пени, установив, что обязанность по уплате пени, начисленных на недоимку по НДФЛ за 2008 год налогоплательщиком не исполнена, пришел к выводу о необходимости взыскания пени с административного ответчика, признав расчет взыскиваемой суммы верным.

Судебная коллегия с вышеуказанными выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего административного дела.

При этом доводы апелляционной жалобы о пропуске срока обращения в суд по заявленным требованиям, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Из положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обстоятельства соблюдения срока обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций относятся к кругу, обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговое законодательство связывает возможность взыскания налогов (в настоящем случае страховых взносов) с направлением налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты НДФЛ.

Судебная коллегия полагает, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд с требованиями о взыскании пени на недоимку по НДФЛ, исходя из следующего.

Требование от 21 июля 2009 года № 41111 о взыскании НДФЛ за 2008 год направлено налоговым органом в адрес Тимкиной М.А. 21 июля 2009 года в установленный законом срок и с учетом положений пунктов 4, 6 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срок исполнения обязательств по уплате налога установлен по 10 августа 2009 года.

При наличии неисполненных налогоплательщиком обязательств по уплате НДФЛ за 2009 год, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по НДФЛ налоговый орган обратился только в 2020 году, с нарушением требований пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебный приказ № 2а-90/2021 года о взыскании НДФЛ в размере 27950 рублей с Тимкиной М.А. вынесен мировым судьей судебного участка № 4 Тагилстроевского судебного района Свердловской области 13 января 2021 года, отменен 17 марта 2021 года (вместо НДФЛ за 2008 год указано ошибочно о взыскании НДФЛ за 2018 год), в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.

В карточке расчета с бюджетом отражена недоимка по НДФЛ в сумме 27 950 рублей, начиная с 01 января 2012 года и по состоянию на 01 июля 2021 года.

Из информации налогового органа по запросу суда апелляционной инстанции, указанная задолженность не погашена, не списана налоговым органом.

В настоящее время задолженность по НДФЛ за 2008 год с Тимкиной М.А. не взыскана, при этом сроки обращения в суд с требованиями о взыскании НДФЛ пропущены МИФНС России № 16 по Свердловской области на неоправданно значительный срок (более чем на 10 лет).

Судебная коллегия отмечает, что с 11 февраля 2010 года срок взыскания основной суммы задолженности по НДФЛ за 2008 год считается пропущенным, а поскольку начисление пени производно и взаимозависимо от исполнения основного обязательства, их расчет за период с 02 мая 2011 года по 17 февраля 2020 года в размере 24 469 рублей 13 копеек является необоснованным, взыскание с Тимкиной М.А. пени осуществляется налоговым органом с пропуском установленных законом сроков безосновательно, что не учтено судом первой инстанции при принятии судебного акта.

При этом обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока направления административному ответчику требований об уплате налога, пени, а также срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, подтвержденных соответствующими доказательствами, административным истцом не приведено.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что решение суда об удовлетворении требований, подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела, нарушением при его принятии норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, пункты 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 13 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к Тимкиной Марии Алевтиновне о взыскании обязательных платежей и санкций.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий О.Л. Кориновская

Судьи Н.С. Корякова

М.С. Рудаков

33а-10881/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 16 по СО
Ответчики
Тимкина Мария Алевтиновна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Корякова Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
24.06.2021Передача дела судье
27.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2021Передано в экспедицию
20.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее