Дело № 2-248/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2018 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) В.О. Самсоновой,
при секретаре Федоровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Натальи Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периодов и назначении пенсии по старости,
установил:
Федорова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (далее – ГУ-Управление ПФ РФ в Рославльском районе Смоленской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований на то, ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера-лаборанта в Рославльском межрайонном отделении клинической патологии ОГБУЗ «<адрес> институт патологии» и такая работа подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев). Специальный стаж в данной должности на ДД.ММ.ГГГГ. составил 30 лет 0 месяцев 13 дней. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Рославльском межрайонном отделении клинической патологии ОГБУЗ «Смоленский областной институт патологии», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей с 11.12.2017г. досрочную страховую пенсию.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ОГБУЗ «Смоленский областной институт патологии».
Третье лицо в суд не направило своего представителя. В письменном отзыве на иск высказала свою позицию по существу спора.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту (ст.39 ч.1); законодатель вправе определять механизм реализации данного конституционного права (ст.39 ч.2), в том числе устанавливать виды пенсий, основания приобретения права на них отдельными категориями граждан и правила исчисления их размеров.
Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона «О страховых пенсиях», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших пункте «б» ч.1 ст.12, статьях 81 и 83 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, а также в подп.20 п.1 ст.30 утратившего силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации
Порядок исчисления периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «н» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781; а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала определено считать один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Списками и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, установлено льготное исчисление стажа 1 год за 1 год 6 месяцев для врачей-патологоанатомов, в том числе, врачей-заведующих и среднего медицинского персонала (к которому относится должность фельдшера-лаборанта), работающих в поименованных в Перечнях и Правилах учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала, проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 14, 20 Списка, а также Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Таким образом, в п.3 Перечня в числе учреждений, имеющих патологоанатомические отделения, работа в которых дает право среднему медицинскому персоналу на льготное исчисление стажа, не указано межрайонное отделение клинической патологии областного института патологии.
Исходя из вышеуказанного законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд приходит к выводу, что поскольку межрайонное отделение клинической патологии областного института патологии не поименовано в нормативных документах, работа истицы в должности фельдшера-лаборанта в Рославльском межрайонном отделении клинической патологии ОГБУЗ «Смоленский областной институт патологии» не подлежит зачету в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1:1,6).
Доводы истицы о тождественности функций фельдшера-лаборанта патолого-анатомического бюро (института) и института патологии, не могут быть учтены, поскольку Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа содержат исчерпывающий перечень медицинских учреждений, в том числе, по их типу (виду), с перечислением типовых наименований, и расширительному толкованию не подлежат.
Суд не может расширить данный список, указав новую категорию работников, имеющих право на льготное исчисление стажа работ.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имеющим иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора в установленном законом порядке тождество патолого-анатомического бюро (института), патолого-анатомического отделения и отделения клинической патологии института патологии не установлено.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 № 395, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2003, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: бюро патологоанатомическое (институт), центры профессиональной патологии. Аналогичные наименования лечебно-профилактических медицинских организаций предусмотрены номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 № 529н, действующей в настоящее время.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в судебных постановлениях.
Таким образом, льготное исчисление стажа – год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.
Суд учитывает, что в штате Рославльского межрайонного отделения клинической патологии ОГБУЗ «Смоленский областной институт патологии» в разные периоды наряду с должностью фельдшера-лаборанта, имелись должность заведующего отделением–врача-патологоанатома, должности врача-патологоанатома, врача клинической лабораторной диагностики, врача-цитолога, лаборанта-гистолога, лаборанта-цитолога.
Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Рославльском межрайонном отделении клинической патологии ОГБУЗ «Смоленский областной институт патологии», в стаж в льготном исчислении (1:1,6), ее требования не подлежат удовлетворению.
Оценив обстоятельства пенсионного спора в соответствии с приведенными нормами законодательных актов, суд приходит к выводу о законности отказа ответчика в назначении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием у Федоровой Н.А. необходимого стажа работы для назначения такой пенсии.
Суд также считает обоснованным позицию пенсионного органа о не включении в специальный стаж истицы периодов её нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (1:1,6).
Разрешая спор, суд также обращает внимание, что в выписке из индивидуального лицевого счета Федоровой Н.А. спорные периоды ее работы отражены работодателем как работа на общих условиях, т.е. без указания сведений об особых условиях труда.
Ссылки истицы на иные судебные решения, вынесенные по аналогичным спорам, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, поскольку при рассмотрении каждого иска суд на основании ст.67 ГПК РФ основывает свое решение исключительно на оценке установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательствах.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федоровой Натальи Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской (межрайонное) области о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периодов и назначении пенсии по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение одного месяца.
Председательствующий В.О. Самсонова
Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2018 года.