Решение по делу № 33-4711/2022 от 05.04.2022

Судья Науменко В.М. дело №33-4711/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 05 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Самойловой Н.Г.

судей Смирновой О.А., Петровой Т.П.,

при секретаре Халанской О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-27/2022 по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов образования,

по апелляционной жалобе администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области

на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 03 февраля 2022 года, которым постановлено:

«иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» о возложении обязанности исполнения требований антитеррористической защищенности объектов образования удовлетворить.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по оборудованию автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации следующих объектов:

МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» (здание школы), расположенный по адресу: <адрес>;

МКОУ «Абганеровская средняя школа» (здание средней общеобразовательной школы), расположенный по адресу: <адрес>;

МКОУ «Заливская средняя школа» (здание школы), расположенный по адресу: <адрес>;

МКОУ «Шелестовская средняя школа» (здание средней общеобразовательной школы), расположенный по адресу: <адрес>;

МКОУ «Ивановская средняя школа» (изолированная часть здания), расположенный по адресу: <адрес>;

МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» (здание детского сада «Колосок»), расположенный по адресу: <адрес>

МКДОУ «Заливский детский сад «Алёнушка» (здание детского сада), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание школы), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКОУ «Абганеровская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание средней общеобразовательной школы), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКОУ «Заливская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание школы), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКОУ «Шелестовская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание средней общеобразовательной школы), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКОУ «Ивановская средняя школа» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (изолированная часть здания), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание детского сада «Колосок»), расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать МКДОУ «Заливский детский сад «Алёнушка» в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объект (здание детского сада), расположенный по адресу: <адрес>».

Заслушав доклад судьи Смирновой О.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» о возложении обязанности исполнить требования антитеррористической защищенности объектов образования.

Определением Октябрьского районного суда Волгоградской области от 12 января 2022 года указанные дела объединены в одно производство в соответствии со ст.151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных исковых требований прокурором указано, что прокуратурой района проведены проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», в ходе которых установлено, что здания указанных образовательных учреждений не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией о возникновении чрезвычайной ситуации.

По результатам проведенных проверок 13 мая 2021 года прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области в адрес вышеуказанных образовательных учреждений внесены представления об устранении выявленных нарушений.

Из полученных ответов следует, что у образовательных организаций отсутствует финансирование.

Учредителем указанных образовательных организаций является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

Ссылаясь на то, что выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности могут стать причиной массовой гибели неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией следующих объектов:

МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», расположенного по адресу: <адрес>,

МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», расположенного по адресу: <адрес>,

МКОУ «Ивановская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>,

МКОУ «Шелестовская средняя школа», расположенной по адресу: <адрес>,

МКОУ «Заливская средняя школа», расположенной по адресу: <адрес>,

МКОУ «Абганеровская средняя школа», расположенной по адресу: <адрес>,

МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» расположенной по адресу: <адрес>,

а также обязать указанные образовательные учреждения в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств, оборудовать объекты по месту их расположения системой оповещения и управления эвакуацией.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая на то, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска прокурора о возложении на ответчиков обязанности по финансированию расходов, которые не предусмотрены бюджетом Октябрьского муниципального района Волгоградской области. В связи с этим просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Кучеров Д.П. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор Волгоградской областной прокуратуры Мамина Н.Л. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.

Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п.7 ч.1 ст.2 указанного Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно ст.5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Как указано в п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).

Как следует их п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», по результатам проведенных проверок установлено, что здания указанных образовательных учреждений не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией о возникновении чрезвычайной ситуации.

В образовательных организациях установлены системы пожарной безопасности «Тандем-2М». Вместе с тем, как следует из паспортов безопасности, системы оповещения и управления эвакуацией в данных образовательных организациях отсутствуют, в связи с чем во всех паспортах безопасности образовательным организациям рекомендовано установить систему оповещения и управления эвакуацией.

Из письма отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области от 17 июня 2021 года следует, что МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией.

Поскольку было установлено, что в образовательных учреждениях отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, 13 мая 2021 года прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области в адрес МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» внесены представления об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответам МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка» от 16 июня 2021 года, МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок» от 01 июня 2021 года, МКОУ «Ивановская средняя школа» от 08 июня 2021 года, МКОУ «Шелестовская средняя школа» от 21 мая 2021 года, МКОУ «Заливская средняя школа» от 08 июня 2021 года, МКОУ «Абганеровская средняя школа» от 31 мая 2021 года, МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» от 23 мая 2021 года у образовательных организаций отсутствует финансирование.

Доказательств того, что в настоящее время образовательные учреждения Октябрьского муниципального района Волгоградской области МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа» оснащены системами оповещения и управления эвакуацией, суду не представлено.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области осуществить финансирование мероприятий по оборудованию автономной системой (средством) экстренного оповещения образовательных учреждений МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», а также о возложении обязанностей на вышеуказанные образовательные учреждения с момента поступления денежных средств оборудовать автономной системой (средством) экстренного оповещения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проверялись судом первой инстанции, обоснованно отвергнуты.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Пунктом 1.4 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района, утвержденного решением Октябрьской районной Думы от 29 марта 2018 года № <...> определено, что отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района является структурным подразделением администрации Октябрьского муниципального района.

Согласно п.1.7 Положения финансирование расходов на содержание отдела по образованию осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского муниципального района.

Согласно п.3.1.5. Положения отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района осуществляет в установленном порядке за счет средств бюджета муниципального района финансирование деятельности подведомственных образовательных организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.

Согласно п.1.7 Устава МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», утвержденного 10 ноября 2015 года, п.1.7 Устава МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», утвержденного 10 ноября 2015 года, п.1.6 Устава МКОУ «Ивановская средняя школа», утвержденного 10 января 2014 года, п.1.6 Устава МКОУ «Шелестовская средняя школа», утвержденного 06 декабря 2015 года, п.1.6 Устава МКОУ «Заливская средняя школа», утвержденного 27 октября 2015 года, п.1.6 Устава МКОУ «Абганеровская средняя школа», утвержденного 09 ноября 2015 года, п.1.6 Устава МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», утвержденного 14 сентября 2011 года, учредителем указанных образовательных организаций является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений отсутствие финансирования, не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства об антитеррористической защищенности.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчик был обязан, суд обоснованно установил 6-ти месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу для администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области по осуществлению финансирования мероприятий по оборудованию системой оповещения образовательных учреждений Октябрьского муниципального района Волгоградской области: МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», и 3-х месячный срок с момента поступления денежных средств для вышеуказанных образовательных учреждений по оборудованию системами.

Доводы апелляционной жалобы администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о необоснованности удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку установка отдельных систем оповещения в образовательных учреждениях повлечет дополнительные необоснованные расходы из бюджета Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

В силу пп.4 п.2 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», согласно пп.«г», «д» п.24 которых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу п.6.48 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Из приложения «В» к указанному СНиПу следует, что требования также распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации.

В силу ч.13 ст.30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства были исследованы руководства по эксплуатации системы «Тандем-2М», из которых следует, что устройство предназначено для регистрации событий на контролируемом объекте и передачи информации о них запрограммированным адресатам по каналу сотовой связи и/или по проводной абонентской линии ГТС с взаимным резервированием указанных каналов. Область применения устройства – централизованная охрана и/или автономный контроль состояния объектов его владельцем (руководство по эксплуатации версии 1.10 (июля 2014)). Согласно руководству по эксплуатации в редакции 1.2 – 2017 года «Тандем-2М» является прибором приемно-контрольным охранно-пожарным и объектовым оконечным. Таким образом, функции указанного прибора ограничиваются охранно-пожарными функциями.

При этом в информативность данного прибора входят следующие виды извещений «Тревога», «Вскрытие», «Пожар», «Неисправность», «Тест», «Неисправность сети», «Неисправность АКБ», «Снятия/Взятия», «Задержки на взятия/снятия», «Контрольные извещения», при этом в соответствии с п. 2.26 Руководства УОО имеет встроенный звуковой сигнализатор, индицирующий неисправности напряжения питания, аварии линии связи с ПЦН, пожары, тревоги, задержки на снятие/взятие.

Вместе с тем, Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждены Рекомендации по охране особо важных объектов с применением интегрированных систем безопасности Р 78.36.018-2011, согласно ч.3.7 которых подсистемы оповещения на охраняемом объекте и его территории создаются для оперативного информирования людей о тревоге или чрезвычайном происшествии (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте). На объекте должен быть разработан план оповещения, который в общем случае включает в себя: схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций, инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях, планы эвакуации, систему сигналов оповещения. Подсистемы оповещения должны обеспечивать возможность выполнения следующих функций: приоритетную подачу звуковых, речевых, световых сигналов операторам ИСБ, дежурным службам безопасности объекта; подачу сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Оповещатели и громкоговорители не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать с радиотрансляционной сетью объектов.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленные системы «Тандем – 2М» не являются системами оповещения и управления эвакуацией, а указанные системы управления эвакуацией отсутствуют в зданиях, принадлежащих МКДОУ «Заливский детский сад «Аленушка», МКДОУ «Перегрузненский детский сад «Колосок», МКОУ «Ивановская средняя школа», МКОУ «Шелестовская средняя школа», МКОУ «Заливская средняя школа», МКОУ «Абганеровская средняя школа», МКОУ «Ильмень-Суворовская средняя школа», что противоречит требованиям антитеррористического законодательства, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку ее доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.

При разрешении заявленных требований и вынесении обжалуемого судебного постановления, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 03 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4711/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области
Ответчики
МКОУ Абганеровская средняя школа
МКОУ Шелестовская средняя школа
МКОУ Ильмень-Суворовская средняя школа
Администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области
МКОУ Заливская средняя школа
МКДОУ Перегрузненский детский сад Колосок
МКОУ Ивановская средняя школа
Отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области
МКДОУ Заливский детский сад Аленушка
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Смирнова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
06.04.2022Передача дела судье
05.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022Передано в экспедицию
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее