Дело № 2-21/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего Богачевой Е.Б.
При секретаре Поленовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах М. Ю.А. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Галичский межрайонный прокурор в интересах М. Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить М. Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
Свои требования мотивировал тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обращению М. Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вопросу не предоставления ей жилого помещения по договору специализированного найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что М.Ю.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители - М.В.Н. и М.А.В. лишены в отношении нее родительских прав решением Галичского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. М.Ю.А. совместно с родителями, братьями и сестрой проживала в квартире по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту жительства по настоящее время. Дом, находящийся по вышеуказанному адресу, согласно справки СПК «Пронинский» от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал данному сельскохозяйственному производственному кооперативу и на момент выдачи справки сгорел. Постановлением администрации Пронинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № М. Ю.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время М.Ю.А. проживает на территории п. Красное-на-Волге Костромской области по адресу: <адрес>. Планирует дальнейшее проживание и трудоустройство на территории поселка. Установлено, что М.Ю.А. жилых помещений на праве собственности не имеет, жилого помещения на основании договора социального найма ей не предоставлялось, членом семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма она не является. Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № от ДД.ММ.ГГГГ № М.Ю.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми, помещениями. На основании того, что жилым помещением на праве собственности либо по договору социального найма М.Ю.А. не обладает, с момента достижения 18 лет у нее возникло право на получение жилого помещения в рамках ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 - ФЗ от 21.12.1996 года, однако жилья ей не предоставлено. При этом местом жительства М.Ю.А. в настоящее время является поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В связи с вышеизложенным истец и обратился с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании представитель Галичского межрайонного прокурора Красносельского района Костромской области, действующий по поручению помощник прокурора Красносельского района Костромской области Калинникова А.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что факт пребывания М.Ю.А. именно в Красносельском районе подтверждается её временно регистрацией. По месту постоянно регистрации она проживать не может в виду, того, что этот жилой дом сгорел и не пригоден для проживания. Другого жилого помещения она не имеет.
В судебном заседании М.Ю.А. требования поддержала и пояснила, что она и её брат были поставлены на учет как сироты, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. Она находилась в детском доме, потом обучалась и жила в общежитии, а сейчас приехала в пос. Красное к своему родному брату, которому в пос. Красное предоставлено жилье, как сироте, и имеет у него временную регистрацию. Другого жилья у неё нет. По месту постоянной регистрации она жить не может, так как дом сгорел. Она намерена и далее проживать в пос. Красное-на-Волге, так как здесь проживает её единственный близкий родственник и пытается трудоустроиться.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что они обязаны предоставить такое жилье детям сиротам, которые зарегистрированы и проживают на территории Красносельского района. М.Ю.А., постоянно зарегистрирована в Галичском районе. Кроме того, в настоящее время возможности предоставить жилье сиротам не имеют, поскольку на исполнении уже находятся несколько решений суда о предоставлении жилья такой категории лиц и уже подходят сроки, установленные судом. Денежных средств, в достаточном количестве в бюджете на эти цели нет. Для приобретения жилья администрация должна выполнить ряд процедур, которые обязательны и для этого необходимо много времени.
Третье лицо по делу - администрация Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Также указали, что Законом Костромской области от 23.12.2014 №620-5-ЗКО (в ред. Закона Костромской области от 25.12.2015 №45-6-ЗКО) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее Закон Костромской области №620-5-ЗКО) урегулированы отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (статья 1). В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного закона государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 3, включают в себя формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области №620-5-ЗКО органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны соблюдать законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное и бюджетное законодательство. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями. В соответствии с ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ч. 3 ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом (решением) о бюджете утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и не программным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов. При этом в силу указанной нормы закона главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Согласно Приложению №11 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2017 год» к Закону Костромской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области. Таким образом, участие администрации Костромской области в отношениях по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области не предусмотрено.
Третье лицо по делу - Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Исковые требования поддерживают.
Третье лицо по делу - Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо по делу Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, просят дело рассмотреть в их отсутствие. Решение вопроса оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо по делу Управление финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд отзыв, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования Галичского межрайонного прокурора Костромской области обоснованные и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно свидетельству о рождении серии I-ГО №, выданному <данные изъяты> родителями М.Ю.А. являются: М.А.В. и М.В.Н. /л.д.№/.
Решением Галичского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ М.В.Н. и М.А.В. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери М.Ю.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.№/.
Из материалов дела следует, что М.Ю.А. воспитывалась в <данные изъяты> детском доме Костромской области.
Постановлением Главы администрации Пронинского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю.А. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий /л.д.№/.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями /л.д.№/.
Согласно справке за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Дом сгорел в 2009 году /л.д.№/.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателях жилого помещения по адресу: <адрес>., отсутствуют.
Иных данных о наличии у М.Ю.А. жилья на праве собственности или на иных правах, ответчиками не представлено.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ М.Ю.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.№/.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).
Согласно абз.1 п.1 ст.8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Костромской областной Думой был принят Закон Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".
В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
В соответствии с ч.1 ст.10.1 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце втором настоящей части, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Законов Костромской области от 25.11.2013 N 450-5-ЗКО, от 09.06.2015 N 698-5-ЗКО)
Законом Костромской области от 29.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в ред. от 25.12.2015 г.) государственные полномочия Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области. Закон в данной редакции действует с 01 января 2016 года.
Доводы ответчика о то, что они не обязаны предоставлять жилое помещение Метёлкиной Ю.А. в связи с тем, что она проживает в пос. Красное-на-Волге временно, постоянной регистрации не имеет, зарегистрирована постоянно в Галичском районе Костромской области, по мнению суда, необоснованные.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована в Галичской района Костромской области не пригодно для проживания в результате уничтожения от пожара, то есть проживать по месту регистрации, она лишена возможности. Отсутствие работы в Красносельском районе не может повлиять на выводы суда в принятии решения о предоставлении ей жилого помещения по месту пребывания.
Учитывая, что в настоящее время место жительства (пребывания) Метёлкиной Ю.А. находится в Красносельском районе Костромской области, проживает она у близкого родственника - родного брата, в жилом помещение, которое ему предоставлено как сироте, то именно администрация Красносельского муниципального района обязана предоставить ей специализированное жилое помещение в пределах Красносельского муниципального района.
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Собрания депутатов муниципального образования Красносельского района от 28 сентября 2006 года №75 «Об учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Красносельского муниципального района - в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека; в коммунальных квартирах, общежитиях - в размере 10 кв.м жилой площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, учитывая, что М.Ю.А.., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, проживает в Красносельском муниципальном районе, и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района, с учетом норм предоставления площади жилого помещения, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, расположенным на территории Красносельского муниципального района, изолированным жилым помещением из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района, требования Галичского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Одновременно суд считает необходимым определить срок для исполнения этого требования, поскольку в соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что срок должен быть разумным, а решение исполнимым, и с учетом интересов Метёлкиной Ю.А. суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда следует определить до 01.10. 2018 года.
При этом суд учитывает и тот факт, что полномочия по предоставлению жилых помещений данной категории лиц возложено на ответчика только с ДД.ММ.ГГГГ, на учете в Красносельском районе Костромской области М.Ю.А. ранее не состояла и прибыла в Красносельский район из другого района Костромской области в конце 2017 года. Для приобретения жилья ответчик должен соблюсти нормы закона, и для этого требуется время.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Галичского межрайонного прокурора в интересах М. Ю.А. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области предоставить М. Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке д.<адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, на основании договора найма специализированного жилого фонда Красносельского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Красносельского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Красносельского муниципального района Костромской области в срок до 01 октября 2018 года.
Решение в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 16 января 2018 года, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.
Судья: