Решение по делу № 2а-401/2022 от 08.04.2022

Дело № 2а-401/2022

УИД 11RS0016-01-2022-000533-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Попова В. М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации,

установил:

Попов В.М. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за ненадлежащее содержание в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району в размере 500 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в периоды с 05.08.2020 по 07.08.2020, с 17.08.2020 по 24.08.2020, с 02.11.2020 по 06.11.2020, с 23.11.2020 по 30.11.2020 он содержался в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району по требованию Корткеросского районного суда Республики Коми. Условия содержания в камере ИВС не соответствуют требованиям Приказа МВД №90 от 22.11.2005, а именно в камере отсутствует горячее водоснабжение, отсутствует емкость для питьевой воды, отсутствует оградительное сооружение санузла. Само здание ИВС находится в аварийном состоянии.

На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.04.2022 к участию в деле в качестве в качестве административных соответчиков привлечены Министерство внутренних дел по Республике Коми, ИВС ОМВД России по Корткеросскому району.

В последующем, ИВС ОМВД России по Корткеросскому району исключено из числа ответчиков и ОМВД России по Корткеросскому району привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, также Министерство внутренних дел по Республике Коми исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Определением суда от 04.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Корткеросский филиал АО «Коми тепловая компания».

В ходе рассмотрения дела Попов В.М. дополнил исковые требования, указал на отсутствие в камерах устройства, закрывающего напольную дыру, в связи с чем, запахи из санузла постоянно проникают в камеру, а также на несоблюдение режима пандемии в период распространения коронавирусной инфекции, поскольку сотрудники учреждения находились без масок, тесты не проводились, температура не измерялась, дезинфекция не проводилась.

Административный истец Попов В.М., участвуя в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации и заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Коми Иванова О.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Заинтересованные лица ОМВД России по Корткеросскому району и Корткеросский филиал АО «Коми тепловая компания», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лмца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

На основании статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как разъяснено в пунктах 2, 3 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного орава, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47).

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона № 130-ФЗ).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 15 Федерального закона № 103-ФЗ).

В силу пункта 19 статьи 17 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России (пп. 5, 14 названного выше Положения).

В соответствии пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно- исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

В соответствии Положением об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Корткеросскому району, утверждённым приказом ОМВД России по Корткеросскому району от 23.02.2016 №30, изолятор временного содержания, в котором содержался административный истец, является подразделением ОМВД России по Корткеросскому району

Из материалов дела следует, что Попов В.М. содержался в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району в следующие периоды: с 17.08.2020 по 24.08.2020, с 03.10.2020 по 09.10.2020, с 02.11.2020 по 06.11.2020, с 23.11.2020 по 27.11.2020.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. №950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила внутреннего распорядка).

В соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка камеры ИВС среди прочего оборудуются бачком для питьевой воды, а также краном с водопроводной водой.

На основании пункта 48 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

В камерах ИВС имеется кран с водопроводной водой, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями камер. Кроме того, в ИВС имеется кухонный блок с водопроводом, там же имеется кипяченая вода, которая предоставляется лицам, содержащимся в ИВС, по их просьбе сотрудниками ИВС.

Лица, содержащиеся в ИВС, могут быть обеспечены питьевой водой по их требованию. При этом проточная водопроводная вода является питьевой и требования к ее качеству закреплены Федеральным законодательством, в частности Федеральным законом от 7 сентября 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Также согласно ежегодно заключаемых договоров на водоснабжение (между ОМВД России по Корткеросскому району и АО «КТК») вода, подаваемая в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району - питьевая.

Судом установлено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется ежемесячно.Доказательств тому, что при содержании в изоляторе административный истец обращался за предоставлением ему другой питьевой воды, что могло бы быть связано с ненадлежащим качеством воды, и ему было в этом отказано, суду не представлено.

Сведений о ненадлежащем качестве холодной питьевой воды в камерах ИВС в представленном административным ответчиком журнале регистрации заявлений, жалоб и ходатайств также не имеется.

Таким образом, у административного истца имелся неограниченный доступ к питьевой воде, в том числе горячей воде (температурой не более +50?С) при условии его обращения к сотрудникам ИВС ОМВД России по Корткеросскому району с просьбой о получении питьевой воды, в связи с чем, нарушений прав Попова В.М. не установлено.

Анализ содержания вышеприведенных норм свидетельствует о том, что отсутствие в камерах ИВС бачка для питьевой воды и горячей водопроводной воды допускается, с обязательным обеспечением содержащихся в ИВС лиц питьевой водой.

Как указано выше в соответствии с п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005г. №950, камеры ИВС, среди прочего оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

Документом, предусматривающим оборудование санузла в камерах изоляторов временного содержания в зданиях органов внутренних дел, является Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенная в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 г., одобренная письмом Минстроя России от 16 мая 1995 г.

Согласно п. 17.16 данной Инструкции, унитазы в камерах ИВС необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Из материалов дела следует, что камеры ИВС ОМВД России по Корткеросскому району оборудованы санитарными узлами, размещенными в отдельной кабине с дверьми, открывающимися наружу, высота перегородки не менее 1 метра от пола санитарного узла, что также подтверждается представленными фотографиями камер, и актами проверки санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территории) и лицензионного ведомственного контроля в ОМВД России по Корткеросскому району от 30.09.2019 и 16.10.2020, выданными ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми».

Оборудование санузла в камерах ИВС ОМВД России по Корткеросскому району чашей Генуя соответствует положениям ГОСТ 3550-83, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29.03.1983 № 48, который распространяется на чугунную эмалированную напольную чашу (чаша Генуя), устанавливаемую в санитарных узлах общественных и производственных зданий и в общественных туалетах. В комплект чаши входят: корпус чаши, сифон, водораспределительное устройство с деталями его крепления к чаше и патрубком для подвода воды. При этом крышка или иное запирающее устройство для чаши Генуя не предусмотрены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что указанная норма соответствует действующему законодательству, в связи с чем, довод административного истца об отсутствии приватности при посещении туалета, а также о наличии канализационного запаха в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашел.

Довод административного истца о том, что здание ИВС ОМВД России по Корткеросскому району находится в аварийном состоянии также является несостоятельным.

В соответствии с техническим паспортом на административное здание отдела внутренних дел Корткеросского района, расположенное по адресу: с. Корткерос, ул. Советская, д. 206, выданным Филиалом ГУП РК «РБТИ» Корткеросского района административное здание ОМВД России по Корткеросскому району в котором размещено ИВС аварийным не признано.

Межведомственной комиссией    по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории сельского поселения Корткерос не рассматривался вопрос о признании аварийным здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, в здании находятся и исполняют свои непосредственные служебные обязанности сотрудники полиции. Помимо этого, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, задние полиции посещают гражданские люди для получения ими государственных услуг. Из федерального бюджета, ежемесячно осуществляется оплата коммунальных услуг.

В силу пункта 47 Правил внутреннего распорядка не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Кроме этого, как указано выше, пункт 48 Правил предусматривает, что при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. Данная норма предполагает выдачу соответствующей посуды.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что в камерах ИВС ОМВД России по Корткеросскому району отсутствует горячая водопроводная вода.

При этом, материалами дела подтверждается, и административным истцом не оспаривалось, что в ИВС имеется душевая кабина с котлом для подогрева холодной воды. Водонагреватель нагревает 80 литров воды одновременно, постоянно включен в сеть.

Горячая вода выдается сотрудниками ИВС с учетом потребностей лица, содержащегося в изоляторе.

Кроме того, Попов И.М. содержался в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району краткосрочные периоды времени.

Здание ИВС предназначено для содержания граждан незначительный период времени, жилым помещением в смысле, установленном ст. ч. 2 ст. Жилищного кодекса РФ, не является.

Жалоб на действия сотрудников ИВС по отказу в выведении лица для принятия душа или по отказу в предоставлении горячей воды для гигиенических процедур или стирки одежды Попов В.М. не заявлял.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав Попова И.М., поскольку в ИВС предпринимаются меры компенсирующие отсутствие горячей водопроводной воды с учетом потребностей лиц, содержащихся в изоляторе.

Также в обоснование заявленных требований, административный истец указывает, что в период пандемии коронавирусной инфекции сотрудниками ИВС ОМВД России по Корткеросскому району не соблюдались ограничения, установленные Указом Главы Республики Коми, а именно сотрудники полиции находились без масок, тесты на выявление новой коронавирусной инфекции не проводились, всех находящихся под стражей лиц помещали в одну камеру, температура не измерялась, обработка камер не проводилась.

В соответствии с п. 124 Правил внутреннего распорядка с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.

В силу п. 9 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной совместным приказом МВД России № 1115 и Минздрава России № 475 от 31.12.1999 (далее - Инструкция), в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья (п. 10 Инструкции).

При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи, о чем делается отметка в. соответствующем журнале.

В соответствии с п. 11 Правил внутреннего распорядка лица, нуждающиеся по заключению медицинского работника в стационарном лечении, в ИВС не принимаются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" новая коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4.1. СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу п.п. 3.1, 3.6 СП 3.1.3597-20 основанием для проведения лабораторных исследований на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, в небольничных пневмоний и иными случаями).

Таким образом, лабораторное исследование на COVID-19 проводится только при наличии вышеуказанных причин.

Поскольку при поступлении в ИВС у административного истца и лиц, одновременно прибывавших с ним в ИВС, признаков инфекционных заболеваний не наблюдалось, что подтверждается отсутствием записей в Журналах медицинских осмотров, оснований для отбора анализов на COV1D-19 не имелось.

В соответствии с п. 22 Инструкции лица, нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Кроме того, согласно п. 38 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, лица, заключенные под стражу, или осужденные, убывающие из СИЗО и учреждений УИС, в том числе следующие транзитом, осматриваются медицинским работником для определения возможности транспортировки. Результат осмотра с заключением о возможности транспортировки фиксируется в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и справке, которая приобщается к личному делу.

В соответствии с п. 43 вышеуказанного Порядка оказания медицинской помощи, при наличии медицинских показаний к непрерывному приему лекарственных препаратов при перемещении лиц, заключенных под стражу, или осужденных они обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на весь период следования.

Лекарственные препараты и медицинские изделия, необходимые для продолжения лечения, передаются начальнику караула по конвоированию или сопровождающему медицинскому работнику.

В соответствии с п. 123 Правил внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.

При отправке лиц из СИЗО в ИВС в медицинской карте делается отметка об отсутствии контактов с больными COVID-19.

Согласно записям в журналах учета медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС №2966, административный истец при поступлении в ИВС дважды жаловался на головную боль (02.11.2020 и 23.11.2020), однако от вызова скорой помощи отказался. На следующий день, при осмотре медицинским работником, жалоб не высказывал. Имеется запись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС б/н, о жалобах на головную боль 25.11.2020 и 26.11.2020. Административному истцу выдан медицинский препарат, температура в норме.

Кроме того, в соответствии с указаниями МВД по Республике Коми от 26.03.2020 № 1/2287, МВД России от 24.04.2020 № 1/4563, МВД по Республике Коми от 25.04.2020 № 61/186 сотрудники и работники ОМВД России по Корткеросскому району без средств индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки) в здание ОМВД не допускаются.

Маски медицинские одноразовые, перчатки и дезинфицирующие средства выдавались ОМВД России по Корткеросскому району в достаточном количестве, что подтверждается представленной в материалы дела оборотно-сальдовой ведомостью за 2020 и 2021 годы.

На основании п. 5.1 приказа МВД по Республике Коми от 25.12.2019 № 500, ФКУ «МСЧ МВД по Республике Коми» 16.10.2020 проведена проверка санитарно-эпидемиологического состояния помещений в ОМВД России по Корткеросскому району. На основании данной проверки составлен акт № 14, в котором проверена деятельность в ИВС.

Согласно данному акту в ИВС имеется «карантинная зона», ведется журнал осмотра поступающих, камерных обходов и обращений за медицинской помощью. В ИВС проводится санитарная обработка содержащихся лиц (имеется душевая кабина, в которой с помощью водонагревателя производится подогрев воды), проводятся камерные обходы, ведется журнал санитарного содержания. Имеются условия для подогрева и хранения пищи (имеется СВЧ-печь, холодильник). В ИВС проводятся противоэпидемические и профилактические мероприятия при выявлении инфекционных и паразитарных заболеваний. Соблюдается дезинфекционный режим. Нарушений не выявлено.

Таким образом, ссылка Попова В.М. на несоблюдение сотрудниками полиции масочного режима, дезинфекционных мероприятий, а также мероприятий по выявлению новой коронавируеной инфекции у вновь поступающих, является не состоятельной и опровергается представленными в материалы дела документами.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что после содержания его в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району, он заболел COVID-19.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при добросовестном выполнении сотрудниками ИВС ОМВД России по Корткеросскому району своих обязанностей по содержанию лиц в ИВС, т отсутствия доказательств обратного, нарушений прав административного истца в ходе рассмотрения дела не установлено.

Доказательств незаконных действий (бездействия) должностных лиц администрации ИВС ОМВД России по Корткеросскому району в отношении административного истца, нарушения его личных неимущественных либо нематериальных благ, наступления неблагоприятных последствий, суду не представлено.

При установленных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для вывода о том, что условия содержания истца в изоляторе представляли собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости, и являлись чрезмерными, относились к бесчеловечным или унижающим достоинство, поскольку к таковым могут относиться только случаи, когда такое обращение носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении длительного времени или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Судом не установлено наступление указанных последствий или названных обстоятельств, в связи с чем, заявленные Поповым В.М. требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поповым В.М. пропущен предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд с рассматриваемым иском, поскольку оспариваемые действия (бездействие) были совершены в период с 05.08.2020 по 30.11.2020, тогда как с рассматриваемым административным иском он обратился только 05.04.2022, уважительных причин для восстановления такого срока административный истец не привел, равно как не заявлял ходатайства о его восстановлении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Попова В. М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за ненадлежащее содержание в ИВС ОМВД России по Корткеросскому району в период с 05.08.2020 по 30.11.2020 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.10.2022.

Судья Е.А. Долгих

2а-401/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Владимир Михайлович
Ответчики
МВД России
Другие
ОМВД России по Корткеросскому району РК
АО "КТК" Корткеросский филиал
МВД России по РК
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
08.04.2022Регистрация административного искового заявления
08.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
25.08.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее