Решение по делу № 33а-4987/2021 от 11.10.2021

Судья Скачедуб М.В. Дело № 2а-457/2021

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 октября 2021 года № 33а-4987/2021

г.Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Медведчикова Е.Г., Цветковой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тюриковой А.В. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 19 августа 2021 года по административному исковому заявлению Тюриковой А.В. к Управлению по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца адвоката Музыкантова Ю.А., судебная коллегия

установила:

Тюрикова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Грязовецкий муниципальный район, муниципальное образование Юровское, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет <ДАТА>.

Данный земельный участок образован из исходного земельного участка с кадастровым номером №....

Из заключения кадастрового инженера Лаунер М.Н. (л.д. 93) следует, что раздел исходного земельного участка проведен с целью приведения в соответствии с п.3 ст.11.9 и п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ (границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов). Раздел произведен по границе населенного пункта в соответствии с действующим Генеральным планом. Поскольку сведения о границах населенного пункта Троицкое не внесены в ЕГРН, за основу была взята графическая часть генерального плана, граница раздела участка определена аналитическим способом.

<ДАТА> Тюрикова А.В. обратилась в Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером №... из одной категории в другую: с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов». В ходатайстве указала, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Троицкое Грязовецкого района, утвержденных решением Совета муниципального образования Юровское от <ДАТА> №....

<ДАТА> Управлением по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Тюриковой А.В. отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую с указанием на то, что границы д.Троицкое не установлены, в списке участков, вошедших в границы населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером №... отсутствует, перевод земельного участка из одной категории в другую не представляется возможным до установления границ населенного пункта. При этом Управление в своем ответе сослалось на пункт 1 статьи 7 и пункт 12 статьи 14 Федерального закона от <ДАТА> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Не согласившись с отказом, Тюрикова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, возложении на Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района обязанности осуществить перевод земельного участка с кадастровым номером №... из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенного пункта».

В обоснование требований указала, что оснований для отказа перевода земель из одной категории в другую не имелось, поскольку земельный участок находится в границах д.Троицкое, утвержденных Генеральным планом муниципального образования Юровское.

Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 19 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Тюриковой А.В. - отказано.

В апелляционной жалобе Тюрикова А.В., ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность и необоснованность. Указывает, что границы д.Троицкое установлены в 2013 году, в связи с чем вывод суда о том, что граница населенного пункта д.Троицкое не установлена, не соответствует обстоятельствам дела. Ссылка в решении суда на проект градостроительной деятельности МО Юровское несостоятельна, поскольку земельный участок образован позднее разработки указанного проекта. Также в жалобе указано на то, что исчерпывающий перечень оснований для отказа переводе земель из одной категории в другую установлен в статье 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – ФЗ №172), однако оспариваемый отказ таких оснований не содержит.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Музыкантов Ю.А. доводы жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене по следующим причинам.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта и др.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В то же время, в соответствии с ФЗ №172 обращение с соответствующим вопросом возможно в орган местного самоуправления, который в силу пункта 4 статьи 3 вправе принять акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт о переводе земель из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).

В силу части 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии со статьей 23 названного Кодекса генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Согласно ч.5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (в редакции от 31 декабря 2017 года ).

В силу статьи 3 Федерального закона №78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства.

Согласно статье 20 названного закона карта (план) объекта землеустройства (территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий) является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Из статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что вслучае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, на которых в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки. Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен в МО Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, в состав которого в соответствии с положениями Закона Вологодской области №1816-ОЗ входит деревня Троицкое.

Решением Совета МО Юровское Грязовецкого муниципального района от 25 октября 2013 года №8 утвержден Генеральный план муниципального образования Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области.

Приложение №1 к комплексному проекту градостроительной деятельности МО Юровское «Список участков, вошедших в границы населенных пунктов» разработано также в 2013 году.

Постановлением Правительства Вологодской области от 25 февраля 2020 года №160 утверждены Правила землепользования и застройки МО Юровское.

Генеральный план и Правила землепользования имеют в своем составе карту градостроительного зонирования, картографическую часть, на которой имеются сведения о расположении деревни Троицкое.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что границы населенного пункта Троицкое не установлены, поскольку соответствующие сведения не внесены в ЕГРН, администрация сельского поселения Юровское не подтвердила включение земельного участка с кадастровым номером №... в границы населённого пункта д.Троицкое, генеральный план административным истцом не оспаривался в установленном порядке, следовательно у административного ответчика имелись основания о невозможности перевода земельного участка Тюриковой А.В. из одной категории в другую.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

Положениями статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.

При этом статья 4 названного Федерального закона предусматривает исчерпывающие основанияотказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а именно: перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В пунктах 61-62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

По настоящему делу Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района, обосновывая свой отказ, сослалось только на то, что границы д.Троицкое, в которые, по мнению Тюриковой А.В., входит её земельный участок, не установлены

Исходя из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Применяя вышеперечисленные положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в оспариваемом решении каких-либо ссылок на положения статьи 4 ФЗ №172, как на основание к принятию решения об отказе в удовлетворении поданного ходатайства.

При таких обстоятельствах оспариваемый в данном деле отказ и судебный акт нельзя признать законными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с удовлетворением соответствующего требования.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района обязанность повторно рассмотреть ходатайство Тюриковой А.В. от 15 апреля 2021 года о переводе земельного участка из одной категории в другую. В противном случае, это означало бы лишение органа власти в решении подведомственных ему вопросов.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 19 августа 2021 года отменить. Принять по делу новое решение. Признать незаконным решение Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, выраженное в ответе от 14 мая 2021 года №1345.

Обязать Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района повторно рассмотреть ходатайство Тюриковой А.В. от 15 апреля 2021 года о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33а-4987/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюрикова Антонина Викторовна
Ответчики
Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района
Другие
Управление Росреестра по Вологодской области
администрация сельского поселения Юровское
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
12.10.2021Передача дела судье
28.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021Передано в экспедицию
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее