Дело № 2-1053/2024
УИД 35RS0009-01-2024-001241-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2024 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Скороходовой А.А.,
при секретаре Куликовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального округа «Федотово», Администрации Вологодского муниципального округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения и исполнения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «Федотово». По результатам проведенного анализа установлено, что МУП ЖКХ «Федотово» зарегистрировано и постановлено на учет в налоговом органе 21.04.2000 года, действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 27.06.2003 года №. Для целей осуществления деятельности по водоотведению от населения и хозяйствующих субъектов д. <адрес> Вологодского муниципального округа Предприятию переданы объекты водоотведения на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района от 31.12.2015 года №. Очистные сооружения канализации в <адрес> Вологодского муниципального округа Вологодской области постановлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесены ко II-й категории негативного воздействия (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 04.08.2020 года), присвоен код объекта №. Сброс сточных вод с очистных сооружений канализации осуществляется в водный объект – реку Тошня на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 03.02.2021 года № Нормативы допустимых сбросов установлены в качестве приложения к декларации о воздействии на окружающую среду от 04.09.2020 года, представленной в Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В нарушение положений водного законодательства и законодательства об охране водных биологических ресурсов Предприятием допускаются превышения значений предельно допустимых концентраций вредных (загрязненных) веществ в отводимых сточных водах в водный объект – реку Тошня по показателям БПК 5 (допустимая концентрация мг/дм.куб. – 2.1), аммоний-ион (допустимая концентрация мг/дм.куб – 5.8). Так, в частности, согласно данным производственного экологического контроля установлено следующее: за 1 квартал 2022 года: согласно протоколу испытаний № от 28.03.2022 года содержание БПК5 составило 5,2 мг/дм.куб. при погрешности 1,5 мг/дм.куб.; за 2 квартал 2022 года: согласно протоколу исследований № № от 01 июля 2022 года содержание аммоний-иона составило 14,1 мг/дм.куб при погрешности 2,8 мг/дм.куб; БПК5 – 25 мг/дм.куб при погрешности 4 мг/дм.куб; за 3 квартал 2022 года: согласно протоколу исследований № от 05.10.2022 года содержание БПК5 составило 6,7 мг/дм.куб при погрешности 0,9 мг/дм.куб; за 4 квартал 2022 года: согласно протоколу исследований № от 28.12.2022 года содержание аммоний-иона составило 19 мг/дм.куб при погрешности 4 мг/дм.куб; БПК5 – 31 мг/дм.куб при погрешности 4 мг/дм.куб; за 1 квартал 2023 года: согласно протоколу исследований № от 11.04.2023 года содержание БПК5 – 7,3 мг/дм.куб при погрешности 1,0 мг/дм.куб; за 2 квартал 2023 года: согласно протоколу исследований № от 13.07.2023 года содержание БПК5 -3,8 мг/дм.куб при погрешности 0,5 мг/дм.куб; за 3 квартал 2023 года: согласно протоколу исследований № от 06.10.2023 года содержание аммоний-иона составило 17 мг/дм.куб при погрешности 4 мг/дм.куб; БПК5 – 24 мг/дм.куб при погрешности 3 мг/дм.куб
С учетом уточненных исковых требований просит обязать Вологодский муниципальный округ в лице Администрации Вологодского муниципального округа в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение в <адрес> Вологодского муниципального округа Вологодской области, путем проведения мероприятий, исключающих сброс сточных вод с очистных сооружений канализации в <адрес> Вологодского муниципального округа, в поверхностный водный объект – реку Тошня до нормативов допустимых сбросов по показателям: аммоний-ион, БПК5. Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального округа «Федотово» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации в <адрес> Вологодского муниципального округа, в поверхностный водный объект – реку Тошня до нормативов допустимых сбросов по показателям: аммоний-ион, БПК5.
Представитель истца – Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора – Пилипкин Н.М., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МУП ЖКХ ВМО «Федотово» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Матвейко С.А. просила в удовлетворении требований к округу отказать.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела установлено, что МУП ЖКХ ВМО «Федотово» в соответствии с уставом осуществляет на территории Вологодского муниципального округаа, в том числе хозяйственную деятельность по водоотведению, для осуществления которой эксплуатирует следующие объекты водоотведения очистные сооружения канализации в <адрес> №
Указанный объекты поставлен на учет как объекты негативного воздействия на окружающую среду, отнесенные ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проведенной Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что МУП ЖКХ ВМО «Федотово» осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду, отнесенных ко II категории негативного воздействия на окружающую среду, в отсутствии действующих разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ и декларации о воздействии на окружающую среду.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды; расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории; расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу положений пункта 4 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
С учетом установленных обстоятельств требования к МУП ЖКХ ВМО о возложении обязанности в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации в <адрес> ВМО код объекта №, в поверхностный водный объект – реку Тошня до нормативов допустимых сбросов по показателям: аммоний-ион, БПК5, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требовании к Администрации Вологодского муниципального округа следует отказать, поскольку в соответствии с Уставом МУП ЖКХ ВМО «Федотово» предприятие является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, от своего имени может приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Самостоятельно реализует произведенную им продукцию, услуги. Предприятие создано в целях выполнения работ, оказания услуг удовлетворения потребностей населания Вологодского муниципального округа, организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения, вдоотведения, газоснабжения систем жилых зданий и сооружений на территории ВМО, очистке питьевой воды, приема сточных вод. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района от 11 августа 2015 № переданы в хозяйственное ведение для осуществления уставной деятельности по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению канализационные сети в д.Стризнево вместе с очистными сооружениями. Условия использования имущества, закрепляемого на праве хозяйственного ведения определены договором № от 27.05.2003 года. Права собственника на имущество переданное в хозяйственное ведение предприятию ограничены. Собственник, передавая имущество в хозяйственное ведение возлагает на предприятие обязанности по эксплуатации и содержанию этого имущества. В соответствии со ст. 32 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ. В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к вопросам местного значения относится в том, числе организация водоотведения в границах муниципального округа. 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в пп. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обращаясь в суд с иском, прокурор не конкретизировал, какие определенные действия, мероприятия, следует совершить Администрации Вологодского муниципального округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, чтобы устранить нарушения законодательства.
Неконкретность заявленных требований приводит к невозможности принятия судебного акта, отвечающего критерию исполнимости, что также является основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального округа «Федотово» (№) в течении 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации в <адрес> ВМО код объекта №, в поверхностный водный объект – реку <адрес> до нормативов допустимых сбросов по показателям: аммоний-ион, БПК5.
В удовлетворении требований к Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области (№) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись). Копия верна.
Судья А.А. Скороходова
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2024