Судья Федоренко Л.В. Дело № 33а-6834/2021
УИД 24RS0041-01-2020-003522-16
3.025а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Малякина А.В.,
судей: Мирончика И.С., Славкина М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Деминой Елены Геннадьевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Деминой Е.Г. - Курсовой Е.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 02 февраля 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Деминой Елены Геннадьевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Демина Е.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа, изложенного в письме в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 10, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; возложить обязанность сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом.
Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 10, кв. 96. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:221 под многоквартирным жилым домом не сформирован. Собственники помещений в МКД по ул. Тотмина, д. 10, в настоящее время права собственности на земельный участок не имеют, так как такое право возникает после формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения его государственного кадастрового учета. Собственники лишены возможности осуществлять благоустройство придомовой территории, решать вопросы содержания зеленых насаждений, установки и ремонта малых архитектурных форм, решать вопросы ограничения пользования земельным участком в интересах собственников жилья и других вопросов по благоустройству придомовой территории. Образование одного земельного участка для нескольких многоквартирных жилых домов не соответствует положениям ст. 36 Жилищного кодекса РФ. Формирование земельного участка относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе отказаться от ее выполнения. Считает, что отказ в формировании земельного участка под МКД является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Курсова Е.В. просит решение суда отменить. Указывает, что на земельном участке расположено несколько многоквартирных домов и иных зданий, что противоречит нормам действующего законодательства и препятствует решению собственниками вопросов озеленения и благоустройства двора.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителя административного истца Курсову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку административный ответчиком сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:221, который в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» перешел в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных жилых домов № 8, 8А, 10, 10А, по ул. Тотмина, ввиду чего, действие ст. 11.3 Земельного кодекса РФ по образованию земельных участков не распространяется.
Как указал суд первой инстанции, государственный кадастровый учет земельных участок, образуемых путем раздела земельных участков, находящихся в собственности, осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовка которого выполняется в ходе проведения кадастровых работ за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ решение о пределах использования земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции общего собрания).
Кроме того, суд принял во внимание, что Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122, в целях определения территориальных зон, установлено в пределах границ города Красноярска территориальное планирование, зонирование территории города, установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный размер земельного участка с видами разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройки (код – 2.5): минимальный – 0,5 га, максимальный для отдельно стоящего жилого дома – 2,5 га, для комплекса жилых домов – 5 га. В соответствии с указанным и правилами, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:221 расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), учитывая материалы землеустроительного дела, раздел земельного участка под каждым многоквартирным домом не представляется возможным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Деминой Е.Г. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 10, кв. 96.
В марте 2020 года Демина Е.Г. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 10.
Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений № Д-474 от 09 апреля 2020 года, по обращению Деминой Е.Г., указано, что МКД по ул. Тотмина, д. 10, расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100174:221, который сформирован и 27 апреля 2010 года поставлен на государственный кадастровый учет в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491. Земельному участку установлен разрешенный вид использования – занимаемого многоквартирным жилым домом.
Согласно выписке из ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:221 зарегистрировано право общей долевой собственности в пользу третьего лица.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, считает их ошибочными, поскольку они противоречат обстоятельствам по делу и нормам материального права.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 189-ФЗ) закреплен специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 184 образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами Градостроительного кодекса Российской Федерации, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе № 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, административный истец, как собственник помещения в многоквартирном доме, вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.
Вместе с тем, из материалов дела, а также содержания ответа на обращение административного истца, следует, что орган местного самоуправления в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не выполнил требования действующего законодательства по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, дом № 10, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом формирование административным ответчиком без какого-либо достаточного обоснования и требований закона земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100174:221 под четырьмя многоквартирными домами не может свидетельствовать о выполнении требований закона по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. Тотмина, 10. При этом административным ответчиком не представлены доказательства невозможности формирования отдельного земельного участка под многоквартирным домом по ул. Тотмина, 10, и необходимости формирования земельного участка одновременно под четырьмя многоквартирными домами.
Более того, доводы административного ответчика на невозможность формирования отдельного земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. Тотмина, 10, в том числе в связи с его размером площади в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 года № В-122, которые суд учел при принятии решения, не могли являться одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Деминой Е.Г., так как суд не вправе был принимать во внимание новые основания оспариваемого решения, поскольку в абзаце 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом.
Следовательно, в дальнейшем при проверке в судебном порядке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения о признании незаконным решения административного ответчика от 09.04.2020 года, № Д-474, об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, 10, для предоставления в общую долевую собственность.
Учитывая, что вопрос о формировании земельного участка, занятого указанным многоквартирным домом, относится к компетенции административного ответчика, судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Деминой Е.Г. о формировании земельного участка под многоквартирным домом по ул. Тотмина, 10.
По мнению судебной коллегии, двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого необходимо подготовить и направить Деминой Е.Г. ответ на ее обращение, отвечает требованиям разумности с учетом всех обстоятельств по делу.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ судебная коллегия считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения суда в суд первой инстанции и административному истцу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 02 февраля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 09.04.2020 года, № Д-474, об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, дом № 10, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Деминой Елены Геннадьевны о формировании земельного участка под указанным домом.
Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщить административному истцу Деминой Е.Г. и Октябрьскому районному суду г. Красноярска об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: