<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 марта 2023 года г. Мамадыш РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиной Г.Р.,
с участием прокурора Гусамовой И.Н.,
при секретаре Васильевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к ФИО3 о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратилась в суд с иском к ФИО3 о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Иск мотивирован тем, что приговором Мамадышского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 осужден по статье 156, части 1 статьи 117, части 2 статьи 135, пункту «б» части 4 статьи 132, части 1 статьи 135, части 2 статьи 133, части 1 статьи 119 УК РФ. При этом, преступления, предусмотренные статьями 156, частью 1 статьи 117, частью 1 статьи 119 УК РФ, были совершены в отношении истца и ее несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате преступных действий ответчика - унижений, побоев, истязаний и угрозы убийством, ФИО4 и ее детям причинены морально-нравственные страдания. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Мамадышским районным судом Республики Татарстан постанавливалось заочное решение о частичном удовлетворении исковых требований истца, которое определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, производство по делу возобновлено.
Истец ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО7, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО11, участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц – связи, иск не признал и суду показал, что вину по приговору суда он не признает, никакие преступные действия в отношении ФИО4 и несовершеннолетних детей не совершал. Просит учесть его имущественное положение, принципы справедливости и соразмерности.
Выслушав в судебном заседании стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым взыскать компенсацию морального вреда, исходя из требований разумности и справедливости, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная и половая неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства отнесены к числу личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых.
Данная правовая норма предусматривает перечень личных неимущественных прав и нематериальных благ, которые подлежат защите в порядке, предусмотренном законом, и в случае нарушения которых законом предусмотрена возможность возмещения компенсации морального вреда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО4 состояли в браке (л.д. 6). Стороны являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8), и ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Вступившим в законную силу приговором Мамадышского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 осужден по статье 156, части 1 статьи 117, части 2 статьи 135, пункту «б» части 4 статьи 132, части 1 статьи 135, части 2 статьи 133, части 1 статьи 119, части 3 статьи 69 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима, с применением дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 года 6 месяцев (л.д. 9-26).
Приговором установлено, что ФИО11 признан виновным, в том числе в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, в жестоком обращении с несовершеннолетним, в причинении физических страданий путем систематического нанесения побоев, не повлекших последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ, в угрозе убийством.
ФИО4, несовершеннолетние ФИО8, ФИО9, признаны потерпевшими по данному уголовному делу.
В настоящее время ФИО11 отбывает наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижнегородской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно пункту 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Из приговора Мамадышского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11, являясь отцом несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1, в период длительного времени, с июня 2015 года по февраль 2017 года, находясь по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом выполнял возложенные на него обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 носило систематических характер и сопровождалось жестоким обращением с детьми, не проявлением должного внимания к их развитию, поведению, безразличным отношением к их здоровью, безопасности, учебе, нарушению организации жизни и быта, тем самым ФИО11 оказывал разрушающе воздействие на их неокрепшую психику, нарушая их нормальное и духовное и нравственное развитие, тем самым прививая им искаженные ценностные ориентации. В результате преступных действий ФИО3, установленных названным приговором суда, его несовершеннолетним детям ФИО1 и ФИО2 были причинены физические и нравственные страдания, они были лишены возможности нормально развиваться, полноценно питаться, в результате чего испытывали чувство страха, голода и холода.
Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Жизнь и здоровье человека бесценны и не могут быть возвращены выплатой денег. Гражданский кодекс лишь в максимально возможной степени обеспечивает определенную компенсацию понесенных потерпевшим имущественных (неимущественных) потерь.
При этом суд имеет в виду, поскольку потерпевший в связи с истязанием во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень и характер физических и нравственных страданий несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, фактические обстоятельства при которых был причинен вред, индивидуальные особенности потерпевших, их несовершеннолетний возраст, степень вины ответчика, его имущественное положение и нахождение в местах лишения свободы, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере по 30000 рублей на каждого несовершеннолетнего.
Также, приговором суда установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик, действуя умышленно, преследуя цель причинения физической боли и телесных повреждений ФИО4, совершил в отношении нее истязания и угрожал убийством. Исходя из обстоятельств дела, установленных приговором суда, неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, заключающийся в физических и нравственных страданиях, действия ответчика посягали на принадлежащие истцу от рождения такие нематериальные блага, как жизнь и здоровье.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из обстоятельств причинения истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика, их степень и характер, степень вины ответчика, а также из принципов разумности и справедливости, и считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 60000 рублей и считает, что указанный размер денежной компенсации морального вреда соответствует характеру и степени причиненных истцу нравственных страданий, значимости нематериальных благ, как жизнь и здоровье, фактическим обстоятельствам, при которых был причинен моральный вред.
Таким образом, с ответчика в пользу ФИО4, подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 60000 рублей; в пользу несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 в лице их законного представителя ФИО4 по 30000 рублей каждому.
Иск подлежит удовлетворению частично.
На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При подаче иска в суд истцом уплачена госпошлина в размере 300 рублей (л.д.3). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать со ФИО3 (ИНН №) в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 60000 (Шестьдесят тысяч) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Взыскать со ФИО3 (ИНН №) в пользу ФИО2 и ФИО1 в лице их законного представителя ФИО4 компенсацию морального вреда по 30000 (Тридцать тысяч) рублей каждому.
В удовлетворении исковых требований в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>