№ 2-163/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «28» марта 2019 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Евтуховой О.В.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Галейченко Е.Н.,
представителя отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Калачева А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Авиловская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по установке автономной системы оповещения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Авиловская средняя общеобразовательная школа (далее - МБОУ Авиловская СОШ) о возложении обязанности по установке автономной системы оповещения.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищённости образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что здание Авиловской СОШ является объектом массового пребывания людей и оборудовано системой видеонаблюдения. Однако в нарушение положения Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), помещение не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Отсутствие в образовательном учреждении автономной системы оповещения отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся, работников образовательного учреждения, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
С учётом изложенного прокурор просил суд обязать МБОУ Авиловская СОШ принять меры, направленные на установку автономной системы оповещения в образовательном учреждении.
В судебном заседании прокурор Галейченко Е.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям. Суду пояснила, что отсутствие автономной системы оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение правонарушений, террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения, связанных, в том числе с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинить ущерб имуществу. Просила обязать МБОУ Авиловская СОШ установить автономную систему оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика – МБОУ Авиловская СОШ, извещённый в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении директор школы Уракова С.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя школы, указала о согласии с иском в полном объёме, просила установить срок исполнения решения суда 1 год.
Представитель третьего лица - отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебном заседании согласился с обоснованностью иска, просил установить срок исполнения решения суда 1 год в связи с отсутствием финансирования на данные цели в 2019 году.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п.п. 31, 32 указанных Требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Авиловская СОШ» является учебно-воспитательным учреждением, осуществляющим общеобразовательную деятельность, отнесенным к местам массового пребывания людей.
Прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка антитеррористической защищенности и безопасности образовательного учреждения - МБОУ Авиловская, в ходе которой установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует автономная система оповещения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес директора МБОУ Авиловская СОШ 16 февраля 2018 года было внесено представление о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (л.д. 7-9).
По результатам рассмотрения представления прокурора, приказом директора МБОУ Авиловская СОШ № 48 от 02 марта 2018 года заместителю директора за ослабление контроля объявлено замечание (л.д. 11). Выявленные нарушения находятся в стадии устранения, изыскиваются средства для установления автономной системы оповещения (л.д.10).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, не устранены, здание не оборудовано автономной системой оповещения.
Данное обстоятельство подтверждается информацией отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д.12-13) и не оспаривается директором МБОУ «Авиловская СОШ» в представленном суду заявлении.
В соответствии с разработанным и согласованным паспортом безопасности объекта - МБОУ «Авиловская СОШ», требования безопасности и антитеррористической защищенности объекта выполняются частично. При этом запланировано осуществление ряда мероприятий для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта, в том числе оборудование автономной системой экстренного оповещения и управления эвакуацией для оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (л.д.18-21).
МБОУ Авиловская СОШ является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах – отсутствие автономной системы оповещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 10 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом довод представителя ответчика об увеличении срока исполнения решения суда до 1 года, суд считает несостоятельным, поскольку решение суда направлено на выполнение требований Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ, охрану жизни и здоровья лиц, находящихся в здании школы, на антитеррористическую защищённость учреждения, являющегося местом массового пребывания граждан.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку прокурор, в силу положений пп. 9 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Авиловская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по установке автономной системы оповещения удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Авиловская средняя общеобразовательная школа обеспечить оборудование учреждения автономной системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Авиловская средняя общеобразовательная школа в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Коваленко