Дело № 2а-2205/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июня 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Ляшенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Елфимову В. Н. о взыскании страховых взносов, пени, штрафа,
установил:
ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с иском к Елфимову В.Н. о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление декларации по налогу на доходы физических лиц в сумме 4000 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017: сбор в сумме 604 руб. 39 коп., пени в сумме 463 руб. 13 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017: пени в сумме 146 руб. 33 коп. за период с 07.10.2017 по 30.04.2018, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017: пени в сумме 745 руб. 95 коп. за период с 07.10.2017 по 30.04.2018.
В обоснование требований указано, что административный ответчик требования в части уплаты страховых взносов не исполнил должным образом, в связи с чем образовалась недоимка, начислены пени. Направленное в адрес ответчика требование об уплате страховых взносов, пени до настоящего времени не исполнено. В связи с несвоевременным предоставлением налогоплательщиком налоговых деклараций налоговым органом начислен штраф, который также не уплачен административным ответчиком.
Представитель административного истца в суд не явился, направил в суд сведения о том, что задолженность по пени сохраняется. Сведений об уплате или взыскании недоимки, на которую начислены пени, не имеется. Основания возникновения задолженности, включенной в требование, не могут быть представлены ввиду их отсутствия. У Инспекции отсутствует возможность указать основания начисления недоимки, на которую начислена пени, соответствующие запросы в Фонд оставлены без ответа.
Административный ответчик Елфимов В.Н. в суд не явился, его представитель Колованова И.А. с требованиями не согласилась, указав на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд, а также отсутствие подтверждающих документов в обоснование заявленных требований. Указала на наличие у административного ответчика заболевания, которое послужило препятствием для дальнейшей его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Представитель заинтересованного лица – ГУ – Управление ПФ РФ в г. Архангельске Архангельской области в суд не явился, сведений об уплате недоимки или ее взыскании с указанием подробного расчета пени (период, основание) не представил.
Исследовав материалы дела, дела № 2а-2250/2018, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Судом установлено, что Елфимов В.Н. является плательщиком страховых взносов, поскольку имел статус индивидуального предпринимателя до 04.08.2017.
Также решениями налогового органа от 24.01.2018 № 2.15-26/260/367, от 24.01.2018 № 2.15-26/260/368, от 24.01.2018 № 2.15-26/260/369, от 16.03.2018 № 2.15-26/260/1067 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлено, что Елфимовым В.Н. представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014, 2015, 2016 и 2017 годы несвоевременно. В связи с указанными обстоятельствами Елфимов В.Н. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждое нарушение (4 эпизода).
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- от 26.02.2016 № 039S01160018802 об уплате страховых взносов в сумме 22261 руб. 38 коп., пени в сумме 563 руб. 21 коп.. срок исполнения – 09.03.2016;
- от 09.01.2017 № 039S01170013653 об уплате страховых взносов в сумме 15332 руб. 30 коп., срок исполнения – 01.04.2017;
- от 13.02.2018 № 121038 об уплате пени в сумме 9022 руб. 08 коп., срок исполнения – 07.03.2018;
- от 16.03.2018 № 3166 об уплате штрафа в сумме 1000 руб., срок исполнения – 06.04.2018;
- от 16.03.2018 № 3167 об уплате штрафа в сумме 1000 руб., срок исполнения – 06.04.2018;
- от 16.03.2018 № 3168 об уплате штрафа в сумме 1000 руб., срок исполнения – 06.04.2018;
- от 14.05.2018 № 4608 об уплате штрафа в сумме 1000 руб., срок исполнения – 04.06.2018;
- от 24.05.2018 № 140921 об уплате пени в сумме 1539 руб. 60 коп., срок исполнения – 15.06.2018.
Требования административным ответчиком не исполнены.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика (плательщика страховых взносов), помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению. Включение в требование недоимки по пени, сроки на принудительное взыскание которых истекли, не соответствует закону.
Как следует из представленных истцом материалов, срок для исполнения первого требования (когда недоимка превысила 3000 руб.) составляет 09.03.2016, заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 28.08.2018.
Выданный 31.08.2018 судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 25.09.2018 по заявлению должника.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 19.02.2019.
Таким образом, срок для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки по указанным требованиям пропущен.
Таким образом, оснований для взыскания недоимки, срок для взыскания которой истек, у суда не имеется.
В деле не имеется сведений о поступлении мировому судье заявления о выдаче судебного приказа ранее указанной даты. Кроме того, из представленных материалов не следует, что налоговым органом при обращении к мировому судье заявлялось ходатайство о восстановлении пропущенного для обращения в суд срока, и в связи с его удовлетворением мировой судья выдал судебный приказ. Такого ходатайства не заявлено и при рассмотрении настоящего административного дела.
Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить заявление о выдаче судебного приказа, исковое заявление в суд, а также для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, административным истцом в нарушение требований КАС РФ в суд не представлено. К уважительным причинам не могут быть отнесены внутренние организационные проблемы юридического лица, в том числе уровень квалификации и образования работников.
Поскольку административное исковое заявление поступило в суд за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам, пени, штрафа за спорный период не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Установление судом факта пропуска срока без уважительных причин является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Кроме того, согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Налоговому органу, пенсионному органу предлагалось представить доказательства взыскания с ответчика или уплаты им страховых взносов, на недоимку по которых начислены пени, однако сведений о том, взыскивалась ли недоимка в судебном порядке пенсионным или налоговым органом в суд не представлено, от представления указанной информации административный истец уклонился.
Данное обстоятельство имеет преюдициальное значение для решения вопроса о возможности взыскания пени на спорную недоимку, поскольку пени следуют судьбе недоимки по страховым взносам и при пропуске срока для взыскания недоимки возможность взыскания пени утрачивается, вопрос о взыскании пени производен от взыскания недоимки.
С учетом отсутствия в деле необходимых документов оснований для взыскания пени, начисленных на неуплаченную ответчиком недоимку по страховым взносам, срок для взыскания которой истек, у суда не имеется.
При разрешении спора суд также принимает во внимание непредставление административным истцом подробного расчета недоимки и пени, подлежащих взысканию с административного ответчика, с целью установления судом обоснованности предъявления административным истцом требований о взыскании недоимки в суде с учетом положений вступившего в законную силу Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 11 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Елфимову В. Н. о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление декларации по налогу на доходы физических лиц в сумме 4000 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017: сбор в сумме 604 руб. 39 коп., пени в сумме 463 руб. 13 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017: пени в сумме 146 руб. 33 коп. за период с 07.10.2017 по 30.04.2018, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017: пени в сумме 745 руб. 95 коп. за период с 07.10.2017 по 30.04.2018.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 года
Председательствующий А.В. Калашникова