Решение по делу № 2-424/2019 от 13.06.2019

                                                                                                 дело № 2-424/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года                                                    г. Петровск-Забайкальский

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б.,

при секретаре Михайловой Е.В.,

с участием помощника прокурора Петровск-Забайкальской межрайпрокуратуры Бадмаева Б.С.,

третьего лица Прокопенко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Прокопенко Т. А. к Государственному общеобразовательному учреждению «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школе-интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2018 года по май 2019 года в сумме <данные изъяты> и об обязании Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Прокопенко Т. А. в случае их недостаточности у последнего,

У С Т А Н О В И Л:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Прокопенко Т.А. с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в июне 2019 года Петровск-Забайкальской межрайпрокуратурой по обращению Прокопенко Т.А. проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», в ходе которой было установлено, что Прокопенко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ГОУ «Петровск-Забайкальская СКОШИ» на должность младшего воспитателя, за период с июня 2018 года по май 2019 года ГОУ «Петровск-Забайкальская СКШИ» недоначислило и не выплатило младшему воспитателю Прокопенко Т.А. заработную плату в размере <данные изъяты>, чем нарушило ч.2 ст.22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором. В соответствии с Уставом Учреждения, выпиской из ЕГРЮЛ функции и полномочия учредителя от имени Забайкальского края осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение находится в непосредственном подчинении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Финансирование для формирования фонда оплаты труда Учреждения осуществляется из бюджета Забайкальского края. Главным распорядителем бюджетных средств при финансировании Учреждения выступает Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Просит суд взыскать с ГОУ «Петровск-Забайкальская СКШИ» в пользу Прокопенко Т.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июня 2018 года по май 2019 года в сумме <данные изъяты>, а также обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Прокопенко Т.А. в случае их недостаточности у последнего.

Прокурор Петровск-Забайкальской межрайпрокуратуры Бундаев Б.А., в дальнейшем уточнил исковые требования, просил взыскать в пользу Прокопенко Т.А. за период с июня 2018 года по март 2019 года в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора Бадмаев Б.С. поддержал уточненные исковые требования и просил взыскать в пользу Прокопенко Т.А. за период с июня 2018 года по март 2019 года в сумме 12148 рублей 49 копеек, поскольку с апреля 2019 произведен перерасчет и выплаты Прокопенко Т.А. в соответствии с действующим законом и обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Прокопенко Т.А., в случае их недостаточности у ГОУ «Петровск-Забайкальская СКШИ».

Третье лицо Прокопенко Т.А. поддержала уточненные исковые требования прокурора в полном объеме, поскольку считает, что включение в ее заработную плату, не превышающую МРОТ сверхурочную работу, работу в ночное время и в нерабочие праздничные дни нарушает ее право на повышенную оплату, связанную с условиями труда, отклоняющимися от нормальных.

Ответчики надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явились.

От представителя ответчика ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

От представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФИО5 поступило возражение на исковые требования, в которых указано, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края с исковым заявлением Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Прокопенко Т.А. к Государственному общеобразовательному учреждению «Петровск-Забайкальская специальная, (коррекционная) школа-интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, и о возложении обязанности на Министерство образования профинансировать указанную выплату, несогласно по следующим основаниям. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 11.04.2019 года №17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова», выявлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из которого вышеперечисленные нормы не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Настоящее постановление не изменяет действующее законодательство, а лишь дает разъяснения его применения. Постановление вступило в законную силу со дня официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требования истца могут быть удовлетворены в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы с ГОУ «Петровск-Забайкальская СКШИ», в пользу Прокопенко Т.А. за период с апреля по май 2019 года в размере 4008 рублей 29 копеек. Согласно представленных расчетов, в июне 2019 года был осуществлен перерасчет заработной платы Прокопенко Т.А. и сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период апрель-май 2019 года в размере 4008 рублей 29 копеек Прокопенко Т.А. выплачена. Прокопенко Т.А.. Просит суд, в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Прокопенко Т.А. отказать. Данное дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства образования.

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Эти обстоятельства дают суду право рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков в силу ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав Прокопенко Т.А., помощника прокурора Бадмаева Б.С., исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Прокопенко Т.А. работает в ГОУ «Петровск-Забайкальское СКШИ» с ДД.ММ.ГГГГ в должности младшего воспитателя.

Согласно копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко Т.А. заключен с работодателем данный договор на неопределённый срок, работодатель предоставляет Прокопенко Т.А. работу по должности младшего воспитателя на 1 ставку с должностным окладом 3955 рублей с выплатой компенсационного характера: 35% - за работу в ночное время, 4% - согласно аттестации рабочих мест, оплата дежурств в праздничные дни - в двойном размере; с выплатами стимулирующего характера: 20% - за специфику работы, 10% за выслугу лет; 40 % районный коэффициент, 30% за работу в местах, приравненных в районам Крайнего Севера.

Согласно ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое, в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ, включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 и 37 Конституции РФ предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 ТК РФ), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 статьи 133 ТК РФ).

Согласно ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК РФ).

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 ТК РФ).

В силу ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Согласно ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Согласно ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад) - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Конституционного суда от 11.04.2019 № 17-П « По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова» признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Таким образом, положения ст.ст. 129, 133, 133.1, 149, 152-154 ТК РФ в их системной связи предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным

Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Таким образом, применение закона или его отдельных положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в своем постановлении истолкованием, недопустимо.

Вместе с тем, судом установлено, что Прокопенко Т.А. в спорный период заработная плата начислялась и выплачивалась без соблюдения указанных требований трудового законодательства.

Поэтому, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора, заявленные в интересах Прокопенко Т.А. о взыскании с ответчика-работодателя недоначисленной и невыплаченной заработной платы за работу в ночное время, сверхурочную работу и работу в нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными.

Представленный прокурором расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период работы суд находит верным, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и порядок начисления заработной платы. Ответчики своих расчетов не представили и расчет истца не оспорили.

В соответствии с ч.2 ст.392 Трудовым кодексом Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением трудового законодательства в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем взыскания в пользу Прокопенко Т.А. с ответчика-работодателя недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12148 рублей 49 копеек.

Исходя из существа спора суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Прокопенко Т.А. в случае их недостаточности у Государственного общеобразовательного учреждения «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат».

Согласно ст. 103 ГПК РФ и п.2 ст.61.1 БК РФ с ответчика - Государственного общеобразовательного учреждения «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский», от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления.

    При решении вопроса о взыскании государственной пошлины с ответчика Государственного общеобразовательного учреждения «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат», суд согласно ч.2 ст.333.20 НК РФ с учетом финансового положения ответчика и того обстоятельства, что Государственное общеобразовательное учреждение «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» является бюджетным учреждением, считает возможным снизить до нуля размер подлежащей уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 211 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Прокопенко Т. А. к Государственному общеобразовательному учреждению «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школе-интернат» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с июня 2018 года по март 2019 года и об обязании Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Прокопенко Т. А. в случае их недостаточности у последнего, удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного общеобразовательного учреждения «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат» в пользу Прокопенко Т. А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июня 2018 года по март 2019 года- <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в городской бюджет с Государственного общеобразовательного учреждения «Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат».

Решение суда в части взыскания заработной платы в пользу Прокопенко Т. А. подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 29.08.2019.

Судья:                                                                                             Лазарева М.Б.

2-424/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор
Ответчики
Государственное общеобразовательное учреждение " Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Другие
Прокопенко Татьяна Алексеевна
Ржевцев Владислав Васильевич
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Судья
Лазарева М.Б.
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
13.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2019Передача материалов судье
17.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
09.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Дело оформлено
19.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее