Судья: Тимагин Е.А. адм.дело №33а-10938/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 сентября 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.
судей Вачковой И.Г., Клюева С.Б.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 1 июля 2019 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» обратилось в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, ООО «ЭкоСтройРесурс», требуя, с учетом уточнений, признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области; обязать Администрацию сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области и регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления площадью 110х170 м, расположенную на северо-западе напротив кладбища (в 700 м на северо-запад от с. Рождествено, 500 м на северо-восток от п. Северный) сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области; обязать Администрацию сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных по указанному адресу и за счет собственных средств провести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, вовлечению земель в оборот в соответствии с проектом рекультивации и в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» на земельном участке, расположенном по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что на территории с. Рождествено на северо-западе напротив кладбища (в 700 м на северо-запад от с. Рождествено, 500 м на северо-восток от п. Северный) расположена несанкционированная свалка ТКО площадью 110х170 м, имеющая координаты № 53*14.866 Е 050*01.955. Территория с. Рождествено относится к землям населенных пунктов, входит в зону хозяйственного назначения и включена в земли особо охраняемой природной территории федерального значения. В отношении данных земель установлен особый правовой режим их использования. ООО «ЭкоСтройРесурс» с 01.11.2018 осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области. Выявленный факт несанкционированного размещения отходов является нарушением требований земельного и экологического законодательства. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащая реализация Администрацией сельского поселения Рождествено как собственника земельного участка и ООО «ЭкоСтройРесурс» полномочий по сбору и вывозу ТКО, что создает угрозу причинения ущерба природной среде национального парка.
Решением Волжского районного суда г.Самары от 01 июля 2019 года административный иск к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области удовлетворен.
Признано незаконным бездействие Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО на территории сельского поселения. На Администрацию сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, разработать проект и произвести работы по биологической и технологической рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почвы, вовлечению земель в оборот в отношении земельного участка площадью 110х170 м, расположенного на северо-западе напротив кладбища (в 700 м на северо-запад от с. Рождествено, 500 м на северо-восток от п. Северный) в сельском поселении Рождествено муниципального района Волжский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении административного иска к ООО «ЭкоСтрой Ресурс» отказано.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на принятие мер по ликвидации свалки, а также на отсутствие у Администрации полномочий по ликвидации за счет местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках.
В заседании судебной коллегии представители Администрация сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области - Бондарева Ю.В., Савельева Л.А. доводы жалобы поддержали.
Представитель ГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» - Дудкин А.В., представитель ООО «ЭкоСтрой Ресурс» - Степина И.А. просили решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст.150, ст.307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу закона под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории с. Рождествено на северо-западе напротив кладбища (в 700 м на северо-запад от с. Рождествено, 500 м на северо-восток от п. Северный) расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 110х170 м, имеющая координаты №53,14.866 Е050,01.955; № 53, 14.946 Е 050,01854.
Территория, на которой расположено складирование твердых бытовых отходов, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 63:17:0212008:1.
Земельный участок с кадастровым номером 63:17:0212008:1 по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Рождествено, участок б/н, имеет площадь 1 780 000 кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для развития авиационного и парашютного спора (аэродром), собственником земельного участка является сельское поселение Рождествено муниципального района Волжский Самарской области.
Также установлено, что рассматриваемая территория входит в границы Рождественского участкового лесничества, находится в составе Национального парка «Самарская лука», относится к зоне хозяйственного назначения, имеет статус особо охраняемой природной территории.
Разрешая спор и удовлетворяя требования к Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Администрации сельского поселения Рождествено, так как свалка расположена на земельном участке, находящемся в собственности сельского поселения, ее образование стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения данным лицом возложенной на него законом обязанности по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.
Указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения и сомнений в своей правильности не вызывают.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ данные полномочия могут быть отнесены к вопросам местного значения сельского поселения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Статьей 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 N 86-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" за сельскими поселениями Самарской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, подпунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия закреплены за сельским поселением Рождествено муниципального района Волжский Самарской области Уставом сельского поселения (подп. 20 п. 1 ст.7).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, определено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Администрация сельского поселения Рождествено ликвидацию несанкционированной свалки на вышеуказанной территории самостоятельно не обеспечила, договор на оказание услуг по ее ликвидации с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» не заключила.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрацией сельского поселения Рождествено допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, и обоснованно возложил обязанность по ликвидации свалки на данное лицо, как собственника земельного участка и как орган, в чьем ведении находится вопрос организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения.
Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения дела принимаются меры по ликвидации несанкционированной свалки силами ООО «ЭкоСтройРесурс» в рамках договора №ТКО-7424 от 01.01.2019, заключенного с Администрацией сельского поселения Рождествено, не опровергают выводов суда о бездействии Администрации. Данные обстоятельства являлись предметом судебного рассмотрения, им дана надлежащая оценка. В соответствии с данным договором региональный оператор оказывает услуги по обращению с ТКО. Объем, места накопления ТКО определены в приложении к договору. Способ складирования ТКО - в контейнеры, расположенные на контейнерной площадке, в том числе крупногабаритные отходы - на специальных площадках складирования. В приложении к договору определен объем принимаемых ТКО - 1,06 куб.м, периодичность вывоза - 1 раз в месяц. Суд верно указал, что из указанного договора и приложения к нему не следует, что региональный оператор в соответствии с данным договором оказывает услуги по обращению с отходами, размещенными на вышеуказанном несанкционированном месте размещения отходов. Ликвидацию указанного места размещения отходов данный договор не предусматривает.
В соответствии с п. п. 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как видно из материалов дела, письмами от 19.04.2019 и от 26.04.2019 ООО «ЭкоСтройРесурс» проинформировало Главу муниципального района Волжский Самарской области и Главу сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области об обнаружении несанкционированной свалки и о необходимости незамедлительной ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, после чего приступило к ликвидации свалки в соответствии с приведенными выше требованиями.
Таким образом, самостоятельные действия регионального оператора по ликвидации несанкционированной свалки не свидетельствуют об отсутствии бездействия в данном вопросе со стороны Администрации сельского поселения Рождествено.
Доводы жалобы о том, что у Администрации сельского поселения Рождествено отсутствует обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе Рождественского участкового лесничества, являются несостоятельными, так как земельный участок, на котором расположено место несанкционированного размещения отходов, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для развития авиационного и парашютного спора (аэродром), находится в собственности сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.04.2019.
Ссылка в жалобе на то, что на указанный земельный участок не зарегистрированы ограничения и обременения права собственности и он не относится к особо охраняемым территориям, ввиду чего у административного истца отсутствует право на предъявление иска, безосновательна, так как земли национальных парков отнесены к землям особо охраняемых природных территорий в силу закона (ст. 95 ЗК РФ). Сведений об исключении территории с. Рождествено из состава Национального парка «Самарская лука» не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований к ООО «ЭкоСтройРесурс», суд правильно исходил из того, что решения, действия (бездействие) ООО «ЭкоСтрой Ресурс» как коммерческой организации и как регионального оператора не подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда Самарской области от 1 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи