Дело № 2а-2121/2019
№ 88а-2748/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 17 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сухомлиновой Вероники Алексеевны и Барзаевой Виктории Алексеевны, поданную 7 февраля 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Сухомлиновой Вероники Алексеевны и Барзаевой Виктории Алексеевны к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Управлению муниципальной собственности города Владивостока, заинтересованное лицо администрация города Владивостока о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А., выслушав объяснения представителя Сухомлиновой В.А. – ФИО8, возражения представителя УМС города Владивостока и администрации города Владивостока ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сухомлинова В.А. и Барзаева В.А. обратились в Советский районный суд города Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учетом уточненных требований, просили признать незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 апреля 2019 года № 20/12384 об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 708 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать УМС города Владивостока принять распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка для целей последующего заключения соглашения о перераспределении; обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края передать УМС города Владивостока заявление со всеми приложениями, поданное Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 409 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. 7 марта 2019 года они обратились в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о перераспределении земельного участка в соответствии со статьей 39.29 Земельного кодекса РФ, и присоединении к их земельному участку, фактически занимаемого ими земельного участка площадью 299 кв.м. Решением от 12 апреля 2019 года № 20/12384 в перераспределении земельного участка было отказано, со ссылкой на возможность образования самостоятельного земельного участка.
Решением Советского районного суда города Владивостока от 17 июня 2019 года административные исковые требования Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. удовлетворены частично: признано незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 апреля 2019 года № 20/12384 об отказе в перераспределении земельного участка; на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем передачи заявления Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. от 7 марта 2019 года с приложенными документами в УМС города Владивостока; в удовлетворении остальной части административного иска Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года решение Советского районного суда города Владивостока от 17 июня 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Владивостока 7 февраля 2020 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года и оставлении в силе решения Советского районного суда города Владивостока от 17 июня 2019 года. В обоснование своей позиции заявители указали на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, планируемый к перераспределению земельный участок, не возможно сформировать как самостоятельный участок без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, так как он расположен на территории где густо размещаются индивидуальные жилые дома, вокруг земельного участка расположены смежные землепользователи (соседи), из чего следует, что данный участок невозможно использовать самостоятельно, а также разместить на нем объект недвижимости.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2020 года кассационная жалоба Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились Сухомлинова В.А. и Барзаева В.А., в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Сухомлиновой В.А. – ФИО8, возражения представителя УМС города Владивостока и администрации города Владивостока ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадь 409 кв.м, Адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом (объект незавершенного строительства готовностью 69 %). Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 10 ноября 2005 года.
7 марта 2019 года Сухомлинова В.А. и Барзаева В.А. подали через Владивостокское отделение КГАУ Приморского края «Многофункциональный центр» заявление, которое поступило в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края 12 марта 2019 года, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 708 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером №, в порядке, предусмотренном статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.
Решением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, изложенным в письме от 12 апреля 2019 года за №20/12384, со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, ввиду того, что образуемый земельный участок площадью 229 кв. м, расположенный в территориальной зоне Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), соответствует требованиям к предельной (минимальной) площади земельных участков: с основным видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка» (100 кв.м), «бытовое обслуживание» (200 кв.м), «амбулаторное ветеринарное обслуживание» (200 кв.м), «магазины» (200 кв.м), «общественное питание» (200 кв.м), с условно-разрешенными видами использования: «спорт» (100 кв.м), «магазины» (200 кв.м), «бытовое обслуживание» (200 кв.м), «гостиничное обслуживание» (200 кв.м), «общественное питание» (200 кв.м) в территориальной зоне Ж1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ установлено, что случаи и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены главой V.4. Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, которой устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В силу пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В пунктах 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки), которые на момент принятия обжалуемого решения Департамента действовали в редакции распоряжения департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года № 14.
Разделом 3.1 главы III (Градостроительные регламенты) Правил землепользования и застройки для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой расположен испрашиваемый земельный участок, в качестве основных видов и условно разрешенных видов использования земельных участков предусматриваются такие виды использования как «блокированная жилая застройка», для которой предельный (минимальный) размер земельного участка может составлять 100 кв.м, «бытовое обслуживание» - 200 кв.м, «амбулаторное ветеринарное обслуживание» - 200 кв.м, «магазины» - 200 кв.м, «общественное питание» - 200 кв.м, «площадки для занятия спортом» - 100 кв.м.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462. При этом, суд первой инстанции, признавая отказ в перераспределении земельных участков незаконным, пришел к выводу, что из испрашиваемого земельного участка нельзя образовать земельный участок с основным видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне Ж1, поскольку минимальная площадь, предусмотренная градостроительным регламентом для образования земельного участка в данной зоне составляет 300 кв.м. Суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Сухомлиновой В.А. и Барзаевой В.А. в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ Департамента соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, из испрашиваемого земельного участка площадью 299 кв.м возможно образовать самостоятельный земельный участок со свободным подъездом к нему со стороны дороги, и данный отказ не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, испрашиваемый к перераспределению земельный участок возможно сформировать как самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, как с основным видом разрешенного использования, так и с условно-разрешенным видом использования для территориальной зоны Ж1.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административных истцов с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Сухомлиновой Вероники Алексеевны и Барзаевой Виктории Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи