УИД: 29RS0018-01-2024-002356-16
Строка 2.091, г/п 0 руб.
Судья Кирьянова И.С. | 7 ноября 2024 года | |
Докладчик Попова Т.В. | Дело № 33-8772/2024 | город Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Поповой Т.В., Сафонова Р.С.,
при секретаре Бурковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в защиту прав и законных интересов Ларионовой Э.В. к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, министру труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопову В.А. о признании незаконным отказа, компенсации морального вреда по апелляционному представлению помощника прокурора города Северодвинска Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 июля 2024 года по делу № 2-2036/2024.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд с иском в интересах Ларионовой Э.В. к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Северодвинска на основании обращения Ларионовой Э.В. проведена проверка законности принятого министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области решения об отказе в выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Установлено, что Ларионова Э.В. 22 января 2024 года обратилась в отделение социальной защиты населения по городу Северодвинску с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, с приложением копии паспорта, копии свидетельства о смерти Л. , копии свидетельства о браке, копии удостоверения. Указанные документы направлены 22 января 2024 года в государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения». Письмом министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 22 февраля 2024 года Ларионовой Э.В. отказано в выдаче удостоверения. Основанием для отказа послужило непредставление оригинала удостоверения, полученного Л. 7 мая 2024 года Ларионовой Э.В. в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области предоставлен оригинал удостоверения умершего гражданина. Распоряжением министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 24 апреля 2024 года №-р принято решение о выдаче ей удостоверения единого образца члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Полагает, что Ларионовой Э.В. отказано в выдаче удостоверения незаконно. Просил признать незаконным отказ в выдаче Ларионовой Э.В. удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Иванова Л.М. исковые требования поддержала.
Ларионова Э.В., извещавшаяся о времени и месте рассмотрения дела, в суд первой инстанции не явилась.
Ответчик, исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопов В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель ответчиков Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, исполняющего обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопова В.А. Еремеева Г.И. в судебном заседании суда первой инстанции с требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В направленном суду отзыве с заявленными требованиями не согласился.
Судом первой инстанции дело рассмотрено при данной явке.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 июля 2024 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Северодвинска в защиту прав и законных интересов Ларионовой Э.В. об оспаривании отказа министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в выдаче удостоверения, компенсации морального вреда отказано.
С указанным решением не согласился помощник прокурора города Северодвинска Иванова Л.М., в поданном апелляционном представлении просит его отменить ввиду нарушения норм материального права, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что п. п. 3 и 4 совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 728, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 832, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года № 166н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых для получения удостоверения члена семьи. Во исполнение п. 7 указанного приказа уполномоченный орган осуществляет прием от граждан документов, снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю). В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что каких-либо документов, обязывающих граждан предоставлять для оформления удостоверения члена семьи оригинал удостоверения, не имеется, при рассмотрении заявлений о выдаче удостоверения члена семьи руководствуются только вышеуказанным приказом, в котором обязанность сдачи оригинала удостоверения участника не предусмотрена. С учетом изложенного, полагает, что решение ответчика от 22 февраля 2024 года об отказе в рассмотрении заявления незаконно. У истца отсутствовала обязанность предоставлять удостоверение, выданное на имя супруга, повторно. Должная оценка указанному обстоятельству судом не дана, мотивы, по которым указанное обстоятельство судом не принято во внимание, не указаны. Обращает внимание, что исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В возражениях на апелляционное представление ответчики министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопов В.А., министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Фоменко К.И. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала, указав, что в данном случае оспаривается законность отказа министерства от 22 февраля 2024 года.
Представитель министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области и министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопова В.А. – Еремеева Г.И. с доводами апелляционного представления не согласилась, считает, решение суда является законным и обоснованным. Поддержала изложенное в возражениях на апелляционное представление. Обращает внимание, что в данном случае истцу не отказывалось в выдаче удостоверения. Истцу отказано в приеме документов по мотиву не предоставления подлинника удостоверения супруга. При этом ответ об отказе подписан и. о. министра Котловым П.Г., а не Тороповым В.А. Также пояснила, что истец 22 января 2024 года заявление подавала лично и присутствовала в уполномоченном органе, специалист которого заверила копии документов, приложенных к заявлению, в том числе копию удостоверения Л. Истец подлинник удостоверения приносила. Полагает, прокурору дан некорректный ответ относительно того, в чем именно истцу отказано.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец не обеспечила получение почтовой корреспонденции. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч.3-5 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), учитывая, что применительно к ч. 2 ст.117 ГПК РФ, абз.2 п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.4 ст.1 ГПК РФ, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, отказ в получении почтовой корреспонденции по адресу места жительства, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, заслушав представителя прокуратуры, представителя Еремееву Г.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Ларионова Э.В. и Л. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года Л. умер. Он относился к числу граждан, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), что подтверждается соответствующим удостоверением, а Ларионова Э.В. является членом его семьи (вдовой).
22 января 2024 года Ларионова Э.В. обратилась в отделение социальной защиты населения по городу Северодвинску с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, с приложением копии паспорта, копии свидетельства о смерти Л. , копии свидетельства о браке, копии удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
Письмом министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 22 февраля 2024 года Ларионовой Э.В. отказано в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения, со ссылкой на подп. 1 п. 34 Административного регламента предоставления государственной услуги по оформлению документов и выдаче удостоверений лицам, пострадавшим от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, утвержденного Постановлением Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 15 февраля 2013 года № 3-п (далее – Административный регламент №3-п). Ларионовой Э.В. предложено предоставить полный пакет документов для повторного рассмотрения вопроса о выдаче удостоверения.
11 марта 2024 года Ларионова Э.В. повторно обратилась с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Распоряжением министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от 24 апреля 2024 года № принято решение о выдаче ей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, единого образца.
7 мая 2024 года Ларионовой Э.В. в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области предоставлен оригинал удостоверения умершего гражданина. Удостоверение выдано 5 июня 2024 года.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что права истца ответчиками не нарушены, поскольку после представления оригинала удостоверения государственная услуга Ларионовой Э.В. оказана, удостоверение члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, ей выдано, незаконного бездействия, выразившегося в отказе в выдаче Ларионовой Э.В. удостоверения не допущено, в выдаче указанного удостоверения отказано не было.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может в силу следующего.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает свободой усмотрения при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, в частности при выборе или изменении условий их предоставления.
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, установлена Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он, в частности, устанавливает меры социальной поддержки таких граждан, виды возмещения вреда, его порядок и определяет в качестве документа, подтверждающего статус такого гражданина, соответствующее удостоверение, в том числе удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы установлен Приказом МЧС России № 728, Минздравсоцразвития № 832, Минфина России № 166н от 8 декабря 2006 года (далее – Порядок).
Согласно данному Порядку, удостоверение выдается, в том числе гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 2).
Удостоверение дает право гражданам, указанным в п. 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.
Оформление и выдача удостоверения производится: федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи; органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в п. 2
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в п. 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина); свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Уполномоченный орган осуществляет прием от граждан документов, указанных в п. п. 4 или 5 настоящего Порядка; снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю); проводит проверку представленных документов; принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения; направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявки на выдачу бланков удостоверений по форме согласно Приложению № 2, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии решений о выдаче удостоверений.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает в качестве документов, необходимых для выдачи удостоверения членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предоставление документов в подлинниках, включая удостоверение умершего гражданина, снимать и заверять копии которых - обязанность уполномоченного органа, куда обратился гражданин.
Приложение к заявлению подлинника удостоверения умершего Порядком не предусмотрено.
Аналогичный порядок обращения, предоставления документов указан и в Административном регламенте №3-п. Так, в силу подп. 8 п. 5 регламента заявителями при предоставлении государственной услуги являются, в том числе члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Для получения государственной услуги заявители, указанные в подп. 8 п. 5 настоящего административного регламента, представляют в министерство следующие документы: 1) заявление о выдаче удостоверения на имя умершего гражданина; 2) паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о рождении; по желанию заявителя - свидетельство об усыновлении); 3) удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 728/832/166н (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина); 4) свидетельство о смерти; 5) свидетельство о браке; 6) документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости) (п. 18 регламента).
Согласно п. 32 регламента, при личном обращении заявителя в министерство с подлинниками документов или через учреждение государственный служащий министерства, работник учреждения снимает и заверяет копии представленных документов.
Документы, предусмотренные п.п. 15 - 27 настоящего административного регламента, могут быть представлены в министерство по усмотрению заявителя, как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов: подаются заявителем лично в министерство; направляются заказным почтовым отправлением с описью вложения в министерство; направляются через учреждение; направляются через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Из указанного следует, что подлинник удостоверения умершего к заявлению приложению не подлежит.
При этом, согласно п. 34 регламента, основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются следующие обстоятельства: 1) лицо, подающее документы, не относится к числу заявителей в соответствии с п. п. 5 - 6 настоящего административного регламента; 2) заявитель представил неполный комплект документов в соответствии с п. 15 - 27 настоящего административного регламента; 3) заявитель представил документы, оформление и (или) способ представления которых не соответствует установленным требованиям (п. п. 30 - 33 настоящего административного регламента).
В силу п. 48 в случае наличия оснований для отказа в приеме документов (п. 34 настоящего административного регламента) сотрудник министерства, ответственный за прием документов, подготавливает уведомление об отказе в приеме документов. В уведомлении указывается конкретное основание для отказа в приеме документов с разъяснением, в чем оно состоит, а также в случаях, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 34 настоящего административного регламента, перечень недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) способ представления которых не соответствует установленным требованиям.
Как следует из материалов дела, в уведомлении от 22 февраля 2024 года №, направленном министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области, истцу по ее обращению о выдаче удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указано, что истцу отказано в приеме документов на основании подп. 1 п. 34 вышеназванного регламента, т.е. лицо, подающее документы, не относится к числу заявителей в соответствии с п. п. 5 - 6 данного административного регламента. При этом указано, что в силу Порядка в уполномоченный орган предоставляется удостоверение гражданина, выданное ранее, при утрате которого предоставляются иные документы, перечисляется, какие именно документы. Ввиду не предоставления указанных документов, истцу отказано в их приеме.
Однако, такой отказ нельзя признать соответствующим действующему Порядку выдачи удостоверений и регламенту, поскольку ими необходимость приложения к заявлению подлинника удостоверения не предусмотрена.
Более того, в данном случае истец лично присутствовала при подаче заявления в уполномоченном органе, подлинники удостоверения, как и подлинники других документов, требующихся для предоставления услуги по оформлению и выдаче удостоверения, предоставила. С них сделаны копии, они заверены ведущим специалистом Г. , что подтверждает факт предоставления истцом с заявлением всех документов, требующихся в силу действующего законодательства для предоставления избранной истцом государственной услуги.
Предоставление истцом 22 января 2024 года совместно с заявлением подлинника удостоверения умершего супруга, не оспаривается и стороной ответчика.
Таким образом, отказ в приеме документов по мотиву не предоставления истцом подлинника удостоверения противоречит вышеназванным Порядку и регламенту.
Более того, отказывая в приеме документов, в уведомлении указано на не отнесение истца к числу лиц, поименованных в п. п. 5-6 регламента, что также нельзя признать соответствующим законодательству, учитывая, что члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на получение удостоверения. Ошибочное указание в качестве основания для отказа в приеме документов истцу того обстоятельства, что истец к числу заявителей не может быть отнесена, на что ссылается как сторона ответчика, о законности отказа не свидетельствует.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о соответствии закону действий стороны ответчика – министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области нельзя признать правильным.
То обстоятельство, что прокурором в исковом заявлении указано на обжалование отказа в выдаче удостоверения истцу, чего в данном случае не имелось, безусловным основанием для отказа в удовлетворении его требований являться не могло. Действительно, в просительной части иска прокурор просил признать незаконным отказ истцу в выдаче удостоверения. Вместе с тем, и из искового заявления и пояснений стороны истца в суде первой инстанции усматривается, что оспаривалась законность отказа по обращению истца от 22 января 2024 года. Неправильность указания причины отказа не означает, что прокурором оспаривался отказ в выдаче удостоверения. Следует также отметить, что в ответе на запрос прокурора от 2 мая 2024 года отделение социальной защиты населения по городу Северодвинску указывало, что министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области истцу по ее обращению от 22 января 2024 года отказано в выдаче удостоверения, а не в приеме документов. Исходя из того, что в уведомлении от 22 февраля 2024 года содержатся противоречивые разъяснения относительно причин и оснований отказа (указано на не предоставление удостоверения, документов, в случае его утраты, отсутствие у истца права на получение удостоверения), дачи разъяснений прокурору об отказе в выдаче удостоверения, имело место заблуждение в части оснований отказа. Неточность требований не может служить основанием для формального отказа в удовлетворении требований.
Следует также отметить, что разрешая спор судом применены нормы порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 253, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 207н, Министерства финансов Российской Федерации № 73н от 21 апреля 2020 года, в то время как супруг истца относился к гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, порядок и условия выдачи удостоверений для которых, как и для членов их семей утвержден, иным приказом.
На основании ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.
Вместе с тем, следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемых, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина на своевременное получение мер социальной поддержки, возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Получение гражданином из числа членов семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующего удостоверения направлено на защиту прав и интересов таких граждан, получение ими мер социальной поддержки. Произвольный, то есть в отсутствие установленных законодательством оснований, отказ в приеме документов для выдачи удостоверения уполномоченным органом лишает гражданина права на эти меры, нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых обеспечение возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Таким образом, действия, нарушающие это право, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред.
Как указано выше, действия ответчика министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в части требования от истца предоставления подлинника удостоверения, при том, что таковое ею предоставлялось при обращении с заявлением, являются незаконными. В этой связи, поскольку удостоверение дает право гражданам, на меры социальной поддержки только с момента его предъявления, истцу в приеме документов по его выдаче по обращению от 22 января 2024 года отказано, на данном министерстве лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда в 5000 рублей, судебная коллегия учитывает возраст истца (ДД.ММ.ГГГГ), ее личность, период нарушения ее прав, вину и характер нарушения, допущенного ответчиком – министерством, требующим от гражданина для предоставления государственной услуги документа, приложение которого к заявлению не предусмотрено законодательством, необходимость повторного обращения истца за выдачей удостоверения, невозможность воспользоваться своевременно правом на меры социальной поддержки ввиду отсутствия удостоверения.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований заместителя прокурора в интересах Ларионовой Э.В. к министерству о признании незаконным отказа, компенсации морального вреда нельзя признать законным, оно на основании ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Северодвинска в защиту прав и законных интересов Ларионовой Э.В. к министерству, признании незаконным отказа министерства в приеме документов Ларионовой Э.В. как члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы от 22 февраля 2024 года, взыскании с министерства в пользу Ларионовой Э.В. компенсации морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек.
При этом оснований для удовлетворения требований стороны истца к министру труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопову В.А. (в настоящее время Торопов В.А. является министром труда, занятости и социального развития Архангельской области) не имеется, так как он не является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 июля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в защиту прав и законных интересов Ларионовой Э.В. к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа, компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным отказ министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в приеме документов Ларионовой Э.В. как члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы от 22 февраля 2024 года.
Взыскать с министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в пользу Ларионовой Э.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек (Пять тысяч рублей 00 копеек).
В удовлетворении исковых требований прокурора города Северодвинска в защиту прав и законных интересов Ларионовой Э.В. к министру труда, занятости и социального развития Архангельской области Торопову В.А. отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2024 года.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Т.В. Попова
Р.С. Сафонов