Дело № 2-1633/2015
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
27 августа 2015 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
с участием прокурора Соколова И. А.,
при секретаре Купияниной К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ООО "Расковия" о понуждении демонтировать рекламную конструкцию,
у с т а н о в и л :
11.06.2015 в суд поступило направленное 08.06.2015 г. через отделение почтовой связи исковое заявление Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО "Расковия" о понуждении демонтировать рекламную конструкцию (л.д. 2-4, 10).
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки Восточной транспортной прокуратуры выявлено нарушение ООО "Расковия" требований федерального законодательства о рекламе, создающее дополнительную угрозу безопасности движения в непосредственной близости от железнодорожного переезда. Так, у пересечения <адрес> ответчиком установлена рекламная конструкция в виде отдельно стоящего рекламного щита высотой 3 м, длиной 6 м, площадь одной стороны 18 кв.м. Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В пункте 3 части 4 статьи 5 данного закона предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. Требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 № 124-ст. Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13.02.2004 за № 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения. В силу п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства. В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы. Согласно пункту 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров - в населенных пунктах. В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров при площади информационного поля от 15 до 18 кв.м, и разрешенной скорости движения на дороге (улице) 60 км/ч и менее должно быть не менее 60 м. Согласно акту промера расстояний от рекламной конструкции, расположенной на <адрес>, составленному 25 мая 2015 г. Восточной транспортной прокуратурой с участием представителей ОГИБДД МУ МВД «Электростальское», ООО «Расковия»: расстояние от опоры рекламной конструкции по ходу движения к переезду до светофора на ж/д переезде на <адрес> составляет по прямой 31 м, по оси автодороги 25 м (минимально допустимая норма 60 м); расстояние от опоры рекламной конструкции до дорожного знака 3.13 «ограничение высоты» на автодороге <адрес> составляет по прямой 25 м по оси автодороги 14 м 50 см (минимально допустимая норма 60 м); расстояние от опоры рекламной конструкции по ходу движения к переезду до оси пересечения автодорог <адрес> составляет 22 м (минимально допустимая норма 50 м); расстояние от бровки автодороги по <адрес> по ходу движения к переезду до опоры рекламной конструкции составляет 2 м 20 см (минимально допустимая норма 5 метров). Эксплуатация рекламной конструкции ответчиком без соблюдения норм и правил влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильным и железнодорожным транспортом, на безопасное движение. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из путей защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При таких обстоятельствах рекламная конструкция ООО «Расковия», расположенная на пересечении <адрес>, подлежит демонтажу.
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры просит суд обязать ООО «Расковия» демонтировать рекламную конструкцию № 42 З, расположенную на пересечении <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <сумма> (л.д. 2-4).
В судебном заседании старший помощник Восточного транспортного прокурора Межрайонного природоохранного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры Соколов И. А. исковые требования и их обоснование поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Расковия» Жданов М. А., действующий на основании доверенности от 31.07.215 г. (л.д. 25), исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям представленного суду отзыва, в котором указано, требования ГОСТ Р 52044-2003 применяются на добровольной основе. Требования и порядок установки рекламных конструкций на территории городского округа Электросталь содержатся в Постановлении главы от 31.12.009 № 660/10 «Об утверждении Положения о порядке установки рекламных конструкций на территории городского округа Электросталь». Между Комитетом имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области и ООО «Расковия» 25.11.2014 был заключен договор № 48 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный с учетом требований ч.ч 5.1-5.7, 9.1 си. 19 ФЗ «от 13.03.2006 № 38- «О рекламе»; имеется разрешение № 3219 на установку рекламной конструкции, полученное в установленном названным выше Положением порядке, 29.12.2014 на срок до 25.11.2019 г. вместе с листом согласований, а также схемой расположения рекламной конструкции № 42 З. Таким образом, рекламная конструкция установлена правомерно и в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 26-29).
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации городского округа Электросталь Антонов А. А., действующий на основании доверенности от 17.08.2015 г. (л.д. 92), против иска возражал по основаниям ранее представленных в дело возражений. Полагал, что может рассматриваться вопрос не о демонтаже конструкции, а о ее переносе. В упомянутых возражениях указано, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» стандарт определен как документ для добровольного использования; установлены как принцип добровольного применения документов в области стандартизации, так и добровольность применения национального стандарта. Спорная рекламная конструкция размещена на ул. Рабочая и не мешает восприятию водителями дорожной обстановки, не ограничивает видимость, т.е. соответствует требованиям к наружной рекламе, указанным в ст.4 ГОСТ Р 52044-2003 (л.д. 93-94).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь, извещенного о времени и месте судебного заседания, что подтверждено документально (л.д. 99), по его просьбе, изложенной в ходатайстве от 26.08.2015 г. (л.д. 100). Указанным третьим лицом представлены письменные возражения на иск (л.д. 101-102), которые текстуально воспроизводят упомянутые выше возражения третьего лица Администрации городского округа Электросталь.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом РФ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В силу п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требования технического регламента.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст. 21 указанного закона устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу положений п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе - защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утв. постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 N 124-ст.
Указанный ГОСТ действует в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 N 117-ст.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций, до настоящего времени не приняты. В связи с чем применение указанного ГОСТ при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно. Указанная позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 14.01.2009 № 5-ГО8-105.
Установленные Государственным стандартом РФ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» ГОСТ Р 52044-2003, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст, правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и с учетом п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 являются обязательными для исполнения.
В силу п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.
В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах; сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров - в населенных пунктах (причем расстояние принимается до ближайшего края рекламной конструкции).
В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров при площади информационного поля от 15 до 18 кв.м, и разрешенной скорости движения на дороге (улице) 60 км/ч и менее должно быть не менее 60 м.
Судом установлено, что в ходе проверки Восточной транспортной прокуратуры выявлено нарушение ООО «Расковия» требований федерального законодательства о рекламе, создающее дополнительную угрозу безопасности движения в непосредственной близости от железнодорожного переезда.
Согласно Акту промера расстояний от рекламной конструкции № 42 З, расположенной на пересечении <адрес>, составленному 25.05.2015 помощником Восточного транспортного прокуратура Х, с участием госинспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.о.Электросталь Л., старшего инспектора Госадмтехнадзора Московской области С., директора ООО «Расковия» Ковалева К. В.: рекламная конструкция № 42 З, расположенная на перекрестке <адрес>, исполненная в виде отдельно стоящего рекламного щита высотой 8 м, длиной 6 м, площадь одной стороны 18 кв.м. Предельная разрешенная скорость движения автотранспорта по <адрес> составляет 60 км/час (л.д. 8). Согласно акту промера: - расстояние от опоры рекламной конструкции до светофора на железнодорожном переезде на <адрес> составляет по прямой 31 м, по оси автодороги 25 м (при минимально допустимой норме 60 м); - расстояние от опоры рекламной конструкции до дорожного знака 3.13 «ограничение высоты» на автодороге <адрес> составляет по прямой 25 м по оси автодороги 14,5 м (при минимально допустимой норме 60 м); - расстояние от опоры рекламной конструкции по ходу движения к переезду до оси пересечения автодорог <адрес> составляет 22 м (минимально допустимая норма 50 м); - расстояние от опоры рекламной конструкции до бровки земляного полотна автодороги по <адрес> составляет 2 м 20 см (минимально допустимая норма 5 метров) (л.д. 8).
Таким образом, рекламная конструкция № 42 З размещена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003.
Представитель ответчика ООО «Расковия» в судебном заседании не оспаривал результаты проведенных замеров расстояний, отраженных в Акте от 25.05.2015.
То обстоятельство, что рекламная конструкция установлена ООО «Расковия» в соответствии с Договором № 48 от 25.11.2014, заключенным с Комитетом имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области (л.д. 30-32), выдано Разрешение №3219 на установку рекламной конструкции (л.д. 33-34), не свидетельствует об отсутствии нарушений требований ГОСТ Р 52044-2003 при ее возведении. Из листа согласований (приложение к Разрешению №3219) (л.д. 34) усматривается, что установка рекламной конструкции не была согласована с представителем дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.о.Электросталь.
Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций, а также при согласовании и выдаче разрешений на их установку.
Доводы представителей ответчика и третьих лиц о добровольности применения ГОСТ Р 52044-2003, не могут быть приняты во внимание.
Решением Верховного Суда РФ от 12.01.2015 № АКПИ14-1259 оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Данным решением установлено, что Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. N 124-ст принят и введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N 117-ст утверждено для добровольного применения Изменение N 2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (далее - Изменение N 2).
ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» был введен в действие в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 «О стандартизации», действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Полномочия Госстандарта России на принятие ГОСТ Р 52044-2003 были определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1999 г. N 498 (утратило силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. N 49).
ГОСТ Р 52044-2003 был официально опубликован ИПК «Издательство стандартов» в 2003 году. Опубликование официальной информации о государственных стандартах осуществлялось Госстандартом России в соответствии с Положением о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100.
Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет стандарт как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2).
Статьями 12 и 15 данного Федерального закона установлены как принцип добровольного применения документов в области стандартизации, так и добровольность применения национального стандарта.
В пункте 1 статьи 46 названного Федерального закона содержатся нормы, которые конкретизируют характер правового регулирования отношений в переходный период. Законодатель провел разграничение между обязательными требованиями и требованиями, применяемыми на добровольной основе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 указанного Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» подлежат применению на добровольной основе в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О техническом регулировании».
Изменением N 2 ГОСТ Р 52044-2003 исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. При отсутствии такого ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Ссылка на требования ГОСТ Р 52289-2004 включена в Правила дорожного движения Российской Федерации, которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, которые являются нормативным правовым актом и обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Разработка проекта изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 проводилась при соблюдении процедур, предусмотренных положениями статьи 16 Федерального закона «О техническом регулировании», включая публичное обсуждение (уведомление о разработке изменения было размещено на сайте Федерального агентства 22 октября 2008 г., а о завершении публичного обсуждения - 23 декабря 2008 г.). Проект изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 был рассмотрен и одобрен 26 декабря 2008 г. на заседании технического комитета по стандартизации 278 «Безопасность дорожного движения» (НИЦ БДД МВД России).
Основой для разработки Изменения N 2 ГОСТ Р 52044-2003 послужили исследования и испытания по влиянию рекламных конструкций на психофизиологическое состояние водителей, проведенные в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100. Выводы по указанным исследованиям поступили в Федеральное агентство с письмом Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 24 марта 2009 г. N 13/6-1584.
Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 Федерального закона «О техническом регулировании»). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» таким федеральным органом исполнительной власти является Госстандарт, который утверждает национальные стандарты.
Национальные стандарты должны быть доступны заинтересованным лицам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 утверждено Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, которым определено, что официальное опубликование национальных стандартов осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Официальному опубликованию подлежат тексты национальных стандартов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (пункты 2 и 3 Положения). Данные требования законодательства о техническом регулировании при опубликовании оспариваемого приказа Росстандартом соблюдены.
Изменение N 2 было опубликовано ФГУП «Стандартинформ» в информационном указателе «Национальные стандарты» (ИУС) N 6-2009.
ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями N 1 и N 2 был переиздан ФГУП «Стандартинформ» в 2009 г.
Измененная редакция пунктов ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями N 1 и N 2 указана по тексту выделенным шрифтом при всех переизданиях стандарта.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» с 1 сентября 2011 г. нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Таким образом, требования ГОСТ Р 52044-2003, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Восточным транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры выявлено нарушение ООО «Расковия» требований федерального законодательства о рекламе, создающее дополнительную угрозу безопасности движения в непосредственной близости к железнодорожному переезду.
В соответствии с п.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС России 29.06.1998 N ЦП-566 переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и настоящей Инструкции.
Соблюдение Правил дорожного движения при эксплуатации железнодорожных переездов обязательно, а потому проведение Восточным транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проверки о соблюдении требований федерального законодательства о рекламе в непосредственной близости от железнодорожного переезда осуществлено в пределах предоставленных ему полномочий.
Эксплуатация рекламной конструкции № 42 З ответчиком без соблюдения норм и правил влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильным и железнодорожным транспортом, на безопасное движение.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из путей защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах исковые требования Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Обществу с ограниченной ответственностью «Расковия» об обязании демонтировать рекламную конструкцию основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по исковым требованиям прокурора – в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с тем, что прокурор при подаче иска в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты госпошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере <сумма> подлежит взысканию с ответчика ООО «Расковия» в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 103, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Обязать ООО «Расковия» демонтировать рекламную конструкцию № 42 З, расположенную на пересечении <адрес>, - в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Расковия» в доход бюджета государственную пошлину в размере <сумма>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение судом принято 25 сентября 2015 года.
Судья Рыжова Г. А.