УИД: 11RS0001-01-2019-004928-70 Дело № 2-4472/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Докукиной А.А.,
с участием представителей истца Жолудя С.С.,
ответчика Ивкина Р.А.,
третьего лица Ильиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2019 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к Ивкину Роману Александровичу о взыскании незаконно полученных денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л :
ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Ивкину Р.А. о взыскании незаконно полученной за период с мая по октябрь 2014 года и с мая по октябрь 2015 года субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общем размере 55353,9 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7456,47 руб., указав в обоснование, что при обращении с заявлениями от 15.05.2014 и 07.05.2015 ответчик предоставил недостоверные сведения о своих доходах и доходах супруги, что является основанием для прекращения выплаты субсидии.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, указав, что с учетом доходов, отраженных в справках формы 2-НДФЛ, представленных работодателем ответчика и третьего лица в ИФНС, субсидии подлежали выплате.
Ответчик с иском не согласился, мотивируя тем, что им в Центр была представлена справка, выданная работодателем, при этом доход, отраженный в справке, соответствовал реально полученному им доходу, поэтому сомнений справка не вызвала, он не должен нести ответственность за действия работодателя по предоставлению в ИФНС недостоверных сведений.
Третье лицо с иском не согласилась, указывая, что ею была представлена справка, выданная работодателем, которая соответствует данным, имеющимся в ИФНС, в справке формы 2-НДФЛ не учитывается доход, не подлежащий налогообложению.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми участия в судебном заедании не приняло, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что с мая 2014 года Ивкин Р.А. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании заявлений от 15.05.2014 и 07.05.2015 ответчику предоставлялась указанная субсидия сроком по 6 месяцев /в период с мая 2014 года по октябрь 2014 года и с мая 2015 года по октябрь 2015 года соответственно/.
При обращении с вышеуказанными заявлениями Ивкиным Р.А. предоставлялись справки о доходах за последние шесть месяцев, выданные работодателем - ООО «ФИО7», согласно которым ежемесячный размер заработной платы ответчика за период с ноября 2013 года по апрель 2014 года составил <данные изъяты> руб., с ноября по апрель 2015 года – <данные изъяты> руб., размер заработной платы супруги Ильиной Е.Л. в феврале 2015 года составил <данные изъяты> руб., пособие по беременности и родам за февраль 2015 года составило <данные изъяты> руб.
15.06.2017 и 18.08.2017 Центром в налоговой орган были осуществлены запросы о предоставлении информации о соответствии представленных Ивкиным Р.А. сведениях о доходах его семьи.
По информации, поступившей из ИФНС России по г. Сыктывкару, представленные сведения о доходах Ивкина Р.А. за период с января по апрель 2014 года, а также сведения о доходах супруги Ильиной Е.Л. за февраль 2015 года не соответствуют сведениям о доходах, представленным работодателем указанных лиц в налоговый орган.
Исходящим от 29.06.2017 года № №... Ивкину Р.А. было направлено письмо, с просьбой в добровольном порядке вернуть излишне выплаченную сумму в размере 55508,68 руб., ответа на который не последовало.
Как следует из расчетов истца ответчику за период с мая 2014 года по октябрь 2014 года и с мая 2015 года по октябрь 2015 года незаконно выплачено 55353,9 руб. (3851,52 руб. + 4169,12 руб. + 3945,33 руб. + 4380,9 руб. + 4784,88 руб. + 5347,6 руб. + 6342,81 руб. + 5478,46 руб. + 5812,67 руб. + 5261,65 руб. + 1484,85 руб. + 4494,11 руб.).
Размер процентов за пользования чужими денежными средствами, рассчитанный по правилам ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 07.07.2017 по 29.03.2019 составил 7456,47 руб.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 7 названной статьи установлено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 14.12.2005 № 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Согласно п. 8 Правил для получения субсидии в уполномоченный орган по месту постоянного жительства подается заявление о предоставлении субсидии и приложением, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20 Правил).
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 21 Правил).
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 27 Правил).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период) (п. 32 Правил).
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой), б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (п. 33 Правил).
Пункт 34 Правил предусматривает, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом определенных видов доходов, компенсаций и иных выплат.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил (п.п. 37-40 Правил).
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (п. 41 Правил).
В соответствии с пп. «в» п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Указанные положения Правил изложены в редакции № 4 от 16.03.2013, в последующем указанные пункты существенных изменений не претерпели.
Порядок возврата выплаченных сумм субсидий в случае представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера названным нормативно-правовым актом не определен.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из содержания п. 60 Правил следует, что существенным условием при решении вопроса о прекращении предоставления субсидии является факт того, что предоставление заведомо недостоверной информации имеет существенное значение для предоставления субсидии.
Исходя из вышеназванных норм, в данном случае возврату в бюджет подлежат суммы пособий, выплаченных ответчику, только при наличии совокупности условий, при которых действительно установлено неосновательное обогащение последнего, и которое возникло именно вследствие предоставления заведомо недостоверных сведений о доходах.
Доход Ильиной Е.Л. за февраль 2015 года полностью соответствует данным, имеющимся в ИФНС г. Сыктывкара, в ИФНС отсутствовали сведения о выплате Ильиной Е.Л. пособия по беременности и родам, поскольку в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению пособие по беременности и родам, а в справке формы 2-НДФЛ отражаются доходы, облагаемые по ставке 13%.
Из справки формы 2-НДФЛ, представленной ООО «ФИО9» в ИФНС о доходах Ивкина Р.А. за 2014 год, следует, что в 2014 году доход ответчика ежемесячно составил <данные изъяты> руб., в тоже время работодателем Ивкину Р.А. выдана справка с печатью, за подписью руководителя о том, что его доход с января по апрель 2014 составлял <данные изъяты> руб., при этом доводы Ивкина Р.А., что на руки он получал заработную плату в размере <данные изъяты> руб., что соответствует данным полученной им справки и именно работодателем в ИФНС по г. Сыктывкару представлены недостоверные сведения, не опровергнуты. ООО «ФИО10» согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидировано 30.03.2017. Представленные Ивкиным Р.А. в Центр сведения о его доходах для заявителя заведомо недостоверными не являлись, поскольку были отражены в официальной справке работодателя.
Не смотря на то, что доход Ивкина Р.А., указанный в справках ООО «ФИО11», выданных для предоставления в Центр и ИФНС разнится, доход Ивкина Р.А., отраженный в справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2014 год, размер среднедушевого дохода его семьи, составлял менее величины прожиточного минимума, предоставление ответчиком при обращении 15.05.2014 за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сведений о доходах, соответствующих справке формы 2-НДФЛ, не повлияло бы на его право на получение указанной субсидии; представленные Ивкиным Р.А. сведения о своем доходе ниже на 500 руб. ежемесячно за период с января по апрель 2014 года существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера в настоящем случае не имели.
Таким образом, оснований для взыскания с Ивкина Р.А. неосновательного обогащения в виде незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 55353,9 руб. суд не усматривает.
Поскольку требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации производны от требования о взыскании неосновательного обогащения, в их удовлетворении также надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к Ивкину Роману Александровичу о взыскании необоснованно полученной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Судья Т.А.Попова