№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2021 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Испагиева А.А.,
при секретаре судебных заседаний ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РД (далее – ГУ ОПФР по РД) к ФИО2 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ ОПФР по РД обратилось в суд с иском к ОПФР по РД ФИО2 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом, в размере <данные изъяты> рублей, указав, что ответчик, скрыв факт трудоустройства ухаживающего за ним лица, незаконно получала компенсационную выплату по уходу с 01.10.2013г. по 30.11.2019г.
Истец ГУ ОПФР по РД и ответчик ФИО2, надлежаще извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились, участие своего представителя не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, просили рассмотреть дело без их участия. В своем письменном заявлении ФИО2 исковые требования признала частично и просила применить срок исковой давности в части взыскиваемой суммы.
Суд, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее – Указ Президента РФ №) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет установлены ежемесячные компенсационные выплаты.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 (редакция от ДД.ММ.ГГГГ N 646) порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 343. Пунктом 3 вышеуказанных Правил (в редакции действующей на момент осуществления выплат) также предусмотрено, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом – получателем страховой пенсии по старости ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно пп. «д» п. 9 Правил, осуществление ежемесячных компенсационных выплат прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. При этом согласно п. 10 Правил, лицо осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационных выплат.
При назначении компенсационной выплаты по уходу ФИО2 А.Х. был письменно предупрежден о необходимости известить Отдел Пенсионного фонда о факте своего трудоустройства.
Тем не менее, ФИО2 А.Х. скрыл факт своего трудоустройства, получатель страховой пенсии по старости незаконно получала компенсационную выплату по уходу с 01.10.2013г. – 30.11.2019г. Сумма незаконно полученных выплат составила 88 800 рублей.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ). В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 Кодекса.
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.
Из смысла приведенных норм следует, что взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ № должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
По правовому смыслу ст.1109 ГК РФ, в данном случае, имеется недобросовестность со стороны ответчика при выплате ему компенсационных выплат.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 является лицом, которое фактически получало и пользовалось указанными компенсационными выплатами в отсутствие предусмотренных законных оснований, скрыв факт осуществления оплачиваемой трудовой деятельности, вследствие установленных судом обстоятельств образовалась переплата компенсационной выплаты в размере 88 800 руб. за период с 01.10.2013г. по 30.11.2019г.
Ответчик ФИО2, не оспаривая обоснованность заявленных истцом требований, обратилась с заявлением о применении срока исковой давности.
К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, который в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Указанный срок следует исчислять отдельно по каждому из неосновательно произведенных платежей.
Применяя сроки исковой давности, суд учитывает особенности правового положения истца, являющегося финансово-кредитным учреждением, образованным в целях управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о Пенсионном Фонде Российской Федерации, Пенсионный Фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также на него возложены обязанности по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств.
В силу ст. 9 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи (работодатели) обязаны предоставлять в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о работающих у них застрахованных лицах, в том числе при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера.
Из анализа приведенных норм следует, что у истца в силу его полномочий, установленных законом, должны иметься сведения о поступлении на работу гражданина. На орган пенсионного фонда возложена обязанность о своевременном реагировании на расходование денежных средств в отсутствие установленных законом оснований.
О том, что ухаживающий ФИО2 А.Х. трудоустроился, должно было быть известно истцу из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и в силу того, что ему об этом сообщалось страхователем в силу ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Отделение Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает у соответствующих органов необходимые документы, поэтому истец обязан был проверить необходимые документы, в том числе и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Проявив разумный подход к проверке данных ФИО1 об источниках дохода, истец мог своевременно установить факт трудовой деятельности ФИО1, начиная с октября 2013 года, и прекратить компенсационные выплаты.
Поскольку свою обязанность ФИО2 А.Х. не исполнил, полученная ФИО2 сумма переплаты подлежит взысканию в пределах сроков исковой давности, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из справки – расчета суммы переплаты, исследованной в судебном заседании, сумма переплаты с ноября 2017 по ноябрь 2019 года включительно составила 30 000 рублей.
При указанных выше обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, взыскав с ФИО2 в пользу ГУ - ОПФР по РД с учетом перерасчета сумму незаконно полученной компенсационной выплаты в размере 30 000 рублей.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 1 100 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда по <адрес> - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, 1933 года рождения, уроженки <адрес> РД, в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ по Республики Дагестан в счет возмещения незаконно полученной компенсационной выплаты денежную сумму в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 100 (одна тысяча сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Испагиев