Решение по делу № 2-955/2024 от 07.08.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2024 года                                                 город Плавск Тульской области

Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Руденко Н.А.,

при секретаре Аничкиной С.И.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Плавского района Тульской области Королева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского межрайонного суда Тульской области гражданское дело № 2-955/2024 по иску прокурора Плавского района Тульской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

установил:

прокурор Плавского района Тульской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им.дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова» (далее - МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1») об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Плавского района Тульской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ответчика, являющегося некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии целями, с которыми организация ответчика создана. В ходе проведенной проверки в мае 2023 года установлено, что между МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» и Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Плавск Плавского района «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее - МУП «ВКХ») заключен контракт на водоснабжение и водоотведение, в соответствии с п. 1 которого (контракта) МУП «ВКХ», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований закона ответчик не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, регулярно сбрасывая сточные воды в централизованную систему канализации. 16.05.2023 прокуратурой Плавского района в адрес МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» внесено представление. В ходе проверки установлено, что указанные в представлении нарушения не устранены, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, образовательным учреждением не получено.

На основании изложенного истец прокурор Плавского района Тульской области просил суд обязать ответчика - МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» получить свидетельство о постановке на государственный учет МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Плавского района Тульской области Королев В.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; директор МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» Белоножкина В.А. в адресованном суду заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, выразив согласие с заявленными к ответчику исковыми требованиями.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, указав, что Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора оставляет принятие решения по делу на усмотрение суда.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МУП «ВКХ» (в лице конкурсного управляющего Белобрагиной Н.Б.) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие, отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика, третьих лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В части 1 ст. 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии гарантировано статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В части 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) закреплена обязанность физических и юридических лиц при использовании водных объектов осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии).

Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории определяется в соответствии с пунктами 7 - 11 Критериев.

Так, в силу п. 7 Критериев наличие одновременно следующих критериев: отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 данного документа); отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

В силу положений ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ответчик по типу учреждения является общеобразовательной организацией (п. 1.4 Устава ответчика).

Согласно сведениям ЕГРЮЛ в отношении ответчика, основным видом его деятельности является образование среднее общее.

Между МУП «ВКХ» как организацией водопроводно-канализационного хозяйства в лице конкурсного управляющего Белобрагиной Н.Б. и МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» как абонентом заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения, согласно предмету которого (п. 1), организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, являющаяся гарантирующим поставщиком, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее – холодную воду) установленного качества в объеме, определенном контрактом; организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размеры, которые предусмотрены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Местом исполнения обязательств по контракту является: <адрес> (п. 3 контракта).

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Плавского района Тульской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ответчика, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона ответчик не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, регулярно сбрасывая сточные воды в централизованную систему канализации.

Так, из акта проверки от 16.05.2023, составленного помощником прокурора, следует, что 16.05.2023 проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1», показавшая, что в нарушение требований закона МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, регулярно сбрасывая сточные воды в централизованную систему канализации.

16.05.2023 в адрес директора организации ответчика прокурором Плавского района Тульской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Из представления следует, что МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана; в ходе проведенной прокуратурой в мае 2023 года проверки установлено, что между МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» и МУП «ВКХ» заключен контракт на водоснабжение и водоотведение, в соответствии с п. 1 которого МУП «ВКХ», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку; МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения; в нарушение требований закона МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, регулярно сбрасывая сточные воды в централизованную систему канализации; в нарушение закона у МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» отсутствует свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Представление содержит требование о его рассмотрении с участием прокурора и принятии мер по устранению отмеченных нарушений законодательства, а также причин и условий, способствующим данным нарушениям.

Также представление содержит требование за допущенные нарушения действующего законодательства, а также ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей решить вопрос о привлечении в соответствии со ст. 192 ТК РФ к дисциплинарной ответственности виновных лиц, предоставив копии приказов (распоряжений) о наказании виновных лиц.

Также указано, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что в отношении заместителя директора по АХЧ применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (по итогам представления).

В ответе от 15.06.2023 прокурору на представление от 16.05.2023 МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» сообщено, что представление рассмотрено 30.05.2023 в присутствии помощника прокурора; в ходе рассмотрения даны разъяснения по указанному нарушению, в результате 15.06.2023 подана заявка на сайт Росприроднадзора Тульской области.

Из составленного помощником прокурора 10.06.2024 акта проверки следует, что в нарушение требований закона МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, регулярно сбрасывая сточные воды в централизованную систему канализации.

Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались в ходе его рассмотрения.

Таким образом, судом установлено, а ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что в нарушение вышеприведенных требований законодательства Российской Федерации МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» не имеет свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, притом что осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему канализации.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В п. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплена обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или исполнительного органа субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Учитывая это, суд находит требование прокурора об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды обоснованным.

Предложенный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит устранить нарушения, суд находит разумным.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обязании ответчика - МБОУ МО Плавский район «ПСОШ № 1» получить свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Плавского района Тульской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им.дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды – удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова» (ОГРН 1027103070983, ИНН 7132003339) получить свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Плавский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           Н.А. Руденко

2-955/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Плавского района Тульской области
Ответчики
МБОУ МО Плавский район "Плавская СОШ № 1 им. Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова"
Суд
Плавский районный суд Тульской области
Судья
Руденко Никита Андреевич
Дело на сайте суда
plavsky.tula.sudrf.ru
07.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2024Передача материалов судье
09.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2024Судебное заседание
06.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее