№ 2-1104/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2016 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Струковой О.А.,
при секретаре Цельман В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Е.Н., К.А.Д. к администрации г. Владивостока, муниципальному казенному учреждению «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истцы обратились в суд с названным иском, в обоснование указав, что К.Е.Н.. проживает по адресу: <адрес>. 19.01.2007 года между ней, на тот момент носившую фамилию З. и в/ч 03103 был заключен договор найма служебного жилого помещения, по которому в/ч 03103 ей было предоставлено в пользование жилое помещение в общежитии по адресу: г. <адрес> площадью 35 кв.м. Приказом Министерства обороны РФ от 22.12.2012 г. здание общежития, расположенное по указанному адресу передано в муниципальную собственность г. Владивостока. Данное здание общежития внесено в реестр муниципального имущества и утратило статус общежития. 7 октября 2-11 года З.Е.Н.. заключила брак с К.Д.Б.., сменив фамилию на К.. 2.09.2014 г. в браке родилась дочь – К.А.Д.. На данный момент в жилом помещении проживают К.Е.Н.., К.А.Д. З.В.О.., З.А.О. В марте 2015 года она обратилась в Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока с заявлением о передачи квартиры, в которой она проживала, в собственность К.Е.Н.. и К.А.Д. 08.04.2015 года ей был направлен ответ, согласно которому ей рекомендовано было обратиться с заявлением в МКУ «АПМЗН». Затем истец обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока с просьбой признать её нанимателем указанного жилого помещения и заключить с ней договор социального найма, на что ей был дан отказ на том основании, что в Государственном кадастре недвижимости данное домостроение, а также жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> не значатся. В настоящий момент истец проживает в данном жилом помещении, вносит плату за коммунальные услуги. Администрацией г. Владивостока заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией МУП г. Владивостока «Спецзавод № 1», который оказывает услуги по ремонту и содержанию общего имущества жилого дома № <адрес> и начисляет оплату за эти услуги. Жильцы дома № <адрес> оплачивают услуги по квитанциям. Также МУП г. Владивостока «Спецзавод № 1» заключило договор водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению. Таким образом, истец фактически проживает в данной квартире на условиях социального найма. Просит признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за К.А.Д..
В судебном заседании истец уточнила заявленные требования и просит признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за К.А.Д. и К.Е.Н..
В судебном заседании истец К.Е.Н. действующая за себя и в интересах несовершеннолетней К.А.Д. а также представители истцов по доверенности поддержали уточненные требования в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель администрации г. Владивостока возражала против заявленных требований, пояснила, что спорное жилое помещение в настоящее время имеет статус общежития. Истцам было отказано в заключении договора социального найма. Фактически договор служебного найма прекращает свое действие после прекращения трудовых отношений, кроме того в порядке приватизации передается только жилье, переданное в пользование по договору социального найма. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ «АПМЗН» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины не явки не известны, с учетом мнения сторон дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что З.Е.Н.. 19.01.2007 года была выделена служебная двухкомнатная квартира общей площадью 35 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> (договор найма служебного жилого помещения № 11/105). Вместе с нанимателем в вышеуказанную квартиру были заселены З.В.О.. – сын, З.А.О.. – сын как члены семьи.
По пояснениям истца спорная квартира в 2004 года была предоставлена по договору служебного найма её бывшему мужу, проходящему службу в военной части № 03103, в 2007 году после расторжения брака договор служебного найма спорного помещения был заключен с ней. Военнослужащей она не являлась, а находилась в гражданско-правовых отношениях с в/ч № 03103, уволилась со службы в 2008 году.
В соответствии со свидетельством о заключении брака I-ОН № № от 27.10.2003 года З.О.В.. 22.06.2002 года заключил брак со С.Е.Н.. о чем отделом ЗАГС администрации г. Вышнего Волочка Тверской области составлена актовая запись № 127. Жене присвоена фамилия «З.».
В браке у З. родились двое детей: З.В.О.., 29.11.2002 г.р. и З.А.О.., 16.05.2006 г.р., включенные в качестве членов семьи нанимателя по договору найма служебного жилого помещения № 11/105 от 19.01.2007 года (свидетельство о рождении II-ВС № № от 11.11.2014 г., I-ВС № №).
Брак между супругами З. расторгнут 26.01.2009 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-ВС № № от 14.07.2011 года.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ВС № № от 07.10.2011 года К.Д.Б.. 07.10.2011 года заключил брак со З.Е.Н., о чем отделом ЗАГС по Первомайскому району администрации г. Владивостока составлена актовая запись № 1774. Жене присвоена фамилия «К.».
В браке у супругов родилась дочь К.А.Д.., 02.09.2014 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-ВС № № от 10.09.2014 г.
Согласно выписке формы-10 по состоянию на 22.07.2015 года выданной Регистрационным учетным отделом сектор № 20 по адресу: <адрес> (общежитие) без указания номера квартиры, зарегистрированы К.Е.Н.., сын З.В.О.., сын З.А.О. дочь К.А.Д.
Приказом Министерства обороны РФ от 22.12.2012 г. № 3843 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Владивостокский городской округ в реестр муниципального имущества было включено здание общежития общей площадью 2438, 7 кв.м, этажность: 2, расположенное по адресу: ул. <адрес>
Согласно распоряжению управления муниципальной собственности г. Владивостока от 25.12.2013 г. № 1037/28 «О принятии на баланс Управления муниципальной собственности г. Владивостока объектов, переданных в собственность Владивостокскому городскому округу Министерством обороны РФ» на баланс УМС было принято здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, от ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ по актам приема-передачи по форме ОС-1 без указания количества квартир и технической документации.
К.Е.Н. обратилась в Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока с заявлением о приватизации квартиры расположенной по адресу: г<адрес>
Согласно ответу МКУ «АПМЗН» от 08.04.2015 года, заявителю рекомендовано после завершения технической инвентаризации здания по <адрес>, обратиться в управление по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока для заключения договора социального найма, поскольку приватизация жилого помещения, находящегося в собственности муниципального жилищного фонда, хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений возможна лишь гражданами, занимающими указанные жилые помещения на условиях социального найма.
При обращении К.Е.Н.. в Управление по учету и распределению жилой площади с заявлением о заключение с ней договора социального найма спорного жилого помещения, ей письмом от 20.05.2015 года было отказано в заключение договора социального найма, в обоснование указано, что в связи с отсутствием в реестре муниципального имущества жилых помещений в здании, расположенном по адресу: <адрес> у администрации г. Владивостока нет законных оснований для заключения договора социального найма на указанное помещение по адресу: <адрес>. По информации Управления муниципальной собственности г. Владивостока работы по постановке на учет всех жилых и нежилых помещений в указанном здании будут включены в план-график размещения муниципальных заказов на 2015 год.
Решение Управления по учету и распределению жилой площади об отказе в заключении с ней договора социального найма на спорную квартиру К.Е.Н. не оспаривалось.
Обосновывая заявленные требования, К.Е.Н. указывает на то, что в настоящее время она и члены её семьи проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г. <адрес>, она вносит плату за коммунальные услуги: оплату за водоснабжение, электроснабжение, ремонт и содержание жилья, в связи с чем полагает, что таким образом, фактически у нее соответчиком сформировались отношения по договору социального найма. Поскольку здание общежития передано в муниципальную собственность и внесено в реестр муниципального имущество, оно утратило статус общежития.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из анализа указанной нормы следует, что положения ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» распространяются лишь на жилые помещения в общежитиях, которые были переданы в муниципальную собственность до 1 марта 2005 года (т.е. до вступления в силу ЖК РФ). Если же они были переданы после этой даты, к ним положения указанной статьи не применяются.
Как следует из договора найма служебного жилого помещения № 11/105 от 19.01.2007 года, жилой дом № <адрес> на момент его предоставления З.Е.Н.. в 2007 году имел статус «общежития».
В муниципальную собственность здание по <адрес> передано на основании приказа Министерства обороны РФ 22.12.2012 году, то есть положения ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» на данные правоотношения не распространяются.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Владивостокского городского округа по состоянию на 10.02.2016 г., здание, расположенное по адресу: г. <адрес> является муниципальной собственность и имеет статус «общежитие».
В соответствии со сведениями, предоставленными муниципальным казенным учреждением «Учетно-регистрационный центр Владивостока» сведения о зарегистрированных лицах в квартире <адрес> отсутствуют, учетно-паспортная документация не передавалась.
Статьей 27 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений статьи 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ одним из составляющих жилищного фонда является специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения в общежитиях (п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. В силу ч. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнения со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На основании ч. 2 ст. 102 ЖК Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
На основании ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено К.Е.Н. и членам её семьи в качестве служебного, право его использования на основании договора социального найма в силу п.3 ст.92 ЖК РФ не возникло.
Изменение статуса жилого помещения и исключение его из числа специализированного жилого фонда относится к исключительной компетенции собственника жилых помещений. Сведений об обращении К.Е.Н. в уполномоченную организацию о снятии со спорного жилого помещения статуса специализированного в материалах дела не имеется, также как и о принятии собственником такого решения. В связи с наличием у спорного жилого помещения статуса служебного, положения гл.8 ЖК РФ на него не распространяются.
Кроме того, поскольку здание общежития на баланс УМС передано ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по актам приема-передачи по форме ОС-1 без указания количества квартир, нумерации квартир и технической документации, окончательно определить статус жилых помещений возможно лишь после проведения работ по постановке жилых и нежилых помещений в здании № <адрес> на кадастровый учет. По сведениям, предоставленным Управлением муниципальной собственности администрации г. Владивостока данные работы будут включены в план график размещения муниципальных заказов на 2015 год.
Ссылка истца на то, что администрацией г. Владивостока на конкурсной основе был заключен с управляющей организацией МУП г. Владивостока «Спецзавод № 1» договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, что по её мнению подтверждает, что дом № <адрес> передан на баланс города, не имеет значения для настоящего дела, поскольку данный факт ответчиком не оспаривается, а в соответствии со статьей 210 ГК РФ, п. 3 статьи 30 ЖК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Факт регистрации и проживания истца и членов её семьи по адресу: дом <адрес> не влечет возникновения у неё права как на заключение с ней договора социального найма, так и на признание за ней права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. То обстоятельство, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения не имеет значения для дела, поскольку плата за пользование жилым помещением предусмотрена и в специализированном жилом фонде (ст.100 ЖК РФ).
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований К.Е.Н., К.А.Д. к администрации г. Владивостока, муниципальному казенному учреждению «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2016 года.
Судья Струкова О.А.