РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мартыновой Л.Н.,
при секретаре Саяховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мулюковой ФИО21, Абубакирова ФИО22, Шмаковой ФИО23, Падимовой ФИО24 к управляющей компании ИП Семенова Е.Н. об утверждении договора управления многоквартирным домом, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Мулюкова А.А., Абубакиров А.А., Шмакова И.А., Падимова Н.Ю. обратились в суд с исковым заявлением к управляющей компании ИП Семенова Е.Н. об утверждении договора управления многоквартирным домом, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
В обосновании своих требований указывают, что являются собственниками квартир № многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. На основании результатов конкурса по выбору управляющей компании для подписания договора управления многоквартирным домом администрацией ГО г. Стерлитамак объявлена ИП Семенова Е.Н. По окончанию процедуры подписания договора управления многоквартирным домом между собственниками жилых помещений и ответчиком договор управления не подписан, так как ИП Семенова Е.Н. не внесла в проект договора все необходимые условия, согласно требованиям ст. 162 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 06.02.2006 №75. В адрес ответчика истцы направили протокол разногласий, который ИП Семеновой Е.Н. не рассмотрен, а представленный ответчиком договор управления от 30.04.2021 ущемляет права истцов.
С учетом уточненных требований просили: утвердить договор управления в редакции собственников квартир № на следующих условиях: пункты 1.3, 2.1.2.,2.3., 3.1.1., 3.1.4., 3.1.6., 3.1.15, 3.1.19, 3.1.49, 5.1 принять в редакции истцов, пункты 2.2.1, 2.2.2., 3.1.7., 3.2.2., 3.2.3., 3.2.4., 3.2.5., 3.3.3., 3.4.1., 3.4.7., 4.1, 7.2.3., 8.2. - исключить из текста договора; признать договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в редакции ИП Семеновой Е.Н. недействительным, несоответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 06.04.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»; взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. в пользу каждого истца; взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб. в пользу каждого истца.
В судебном заседании представитель истцов Мулюковой А.А. Абубакирова А.А., Падимовой Н.Н. и Шмаковой И.А. по доверенности Абубакирова Н.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить их по основаниям и доводам, изложенном в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика УК ИП Семенова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что спорный договор управления многоквартирным домом от 30.04.2021 шел в составе конкурсной документации, условия которого были поданы в заявке на конкурс. В таком же образце он был подписан в отделении ОУ ЖКХ, как со стороны исполнителя данных услуг и был представлен истцам, как собственникам жилых помещений. Кроме того, пояснила, что срок осуществления полномочий ИП Семеновой Е.Н., которая являлась управляющей организацией, выбранной по конкурсу для МКД <адрес>, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Третьи лица: МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, УФАС по РБ, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Третье лицо –администрация ГО г. Стерлитамак в судебное заседание не явились, направили возражение на исковое заявление.
Суд, заслушав представителя истцов, ответчика, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении искового заявления отказать по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В целях реализации требований части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (далее также - Правила).
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании результатов конкурса по выбору управляющей компании для подписания договора управления многоквартирным домом № по <адрес> в период с 22.04.2021 по 22.04.2022 осуществляла ИП Семенова Е.Н.
Договор управления от 30.04.2021, заключенный по итогам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, собственниками не подписан. Управляющая компания ИП Семенова Е.Н. фактически приступила к исполнению обязательств по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями части 5 статьи 161, пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с управляющей компанией, назначенной по результатам проведенного конкурса, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом, в котором указывается стоимость платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку по обстоятельствам настоящего дела УК ИП Семенова Е.Н. органом местного самоуправления назначена управляющей компанией многоквартирного дома № по <адрес> по результатам проведенного конкурса, обязанность собственников помещений указанного дома заключить договор управления этим домом с управляющей организацией возникла в силу части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также суд отмечает, что в силу требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Как следует из материалов дела, на направленный проект договора собственниками помещений дома (истцами) в течение 30 дней в соответствии со ст. 445 ГК РФ был принесен протокол разногласий к договору управления МКД <адрес> (15.05.2021). На данный протокол разногласий в установленный законодательством 30-дневный срок с момента получения управляющей организацией ответ не был представлен.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В этой связи, судом отвергаются доводы представителя истцов об уклонении ответчика от заключения договора, поскольку правом на разрешение разногласий в установленном порядке истцы не воспользовались.
На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пункт 17 названных Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Кроме того, из пункта 10 Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пункта 11.1 Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд не может согласиться и с требованиями истцов о том, что в конкурсной документации отсутствует объем и количество работ и услуг, организатор конкурса не рассчитал стоимость каждой из работ и услуг включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, в конкурсной документации отсутствует срок, в течении которого победитель конкурса должен подписать договоры управления многоквартирным домом и представить обеспечение исполнения обязательств в соответствии с разделом №6 Правил, отсутствует порядок оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме и лицами, принявшими помещения, работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по договорам управления многоквартирным домом, предусматривающий право собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, принявших помещения, оплачивать фактически выполненные работы и оказанные услуги, поскольку указанное опровергается исследованными в судебном заседании материалами конкурсной документации и договором управления многоквартирным домом от 30.04.2021.
Из представленной конкурсной документации следует, что в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД с указанием наименования вида работ и периодичности их проведения включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (уборка лестничных клеток), работы по содержанию придомовой территории ручным способом в теплый и холодный периоды года, работы по содержанию придомовой территории механизированным способом в теплый и холодный периоды года, услуги по предоставлению аварийно-диспетчерских работ, техническое обслуживание приборов учета, работы необходимые для надлежащего содержания конструктивных элементов и инженерных сетей МКД, а также прочие условия.
Договором управления многоквартирным домом от 30.04.2021 наименование вида работ (услуг) содержащихся в Перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, прописаны с периодичностью выполнения работ и оказания услуг, с указанием их годовой платы и стоимости на 1 кв.м. общей площади (Приложение №3 к договору).
Согласно п. 4.2. договора размер платы собственника за содержание и текущий ремонт общего имущества дома составляет 17,47 кв.м.
Согласно п. 4.6. размер платы за коммунальные услуги рассчитывается для каждого собственника соответствующим поставщиком коммунальных услуг исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно п. 25 положений Информационной карты заявок на участие в конкурсе (дополнение к инструкции участникам конкурса), содержащейся в конкурсной документации следует, что срок в течении которого победитель конкурса должен подписать договоры управлении многоквартирным домом составляет 20 дней с даты утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации. Срок действия договора 1 год с момента его подписания (п.42).
Рассматривая доводы истцов о том, что при расчете размера обеспечения исполнения обязательств не указана формула расчета размера ежемесячной платы за содержание и ремонт общего имущества, умноженной на общую площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в многоквартирном доме, размер ежемесячной платы за коммунальные услуги, коэффициент, а также состав коэффициента СОИ без НДС, а также что применение НДС при расчете размера обеспечения исполнения обязательств является неправомерным, суд приходит к следующему.
В соответствии с пд. 5 п. 38 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» в извещении о проведении конкурса указывается следующее: размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества работ и услуг;
Согласно пд.4 п. 41 Правил, перечень работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, по форме согласно приложению N 2. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из работ и услуг.
Согласно договора управления от 30.04.2021 при расчете платы за коммунальные ресурсы состав содержания общедомового имущества (СОИ) рассчитан с учетом данным об общей площади многоквартирного дома (Приложение №2, №4 к договору управления). Величина НДС при расчете размера обеспечения исполнения обязательств не применялась.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также безопасные для жизни граждан условия проживания в таком доме.
Из представленных протоколов урегулирования разногласий собственников многоквартирного дома следует, что вопрос о разногласии подлежал рассмотрению на общем собрании всеми собственниками с участием управляющей компании, однако этого сделано не было.
Судом установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом. Таким образом, конкурс по выбору управляющей компании для МКД № по <адрес> завершен. Организатором конкурса проведен конкурс на право заключения договора управления МКД сроком на 1 год. Право заключения договора предоставлено ИП Семеновой Е.Н.
В силу ч. 7 ст.162 ЖК РФуправляющая организация обязана приступить к исполнению договора управлениямногоквартирнымдомомс даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления такимдомом.
ИП Семенова Е.Н. приступила к исполнению своих обязанностей по управлению жилымдомом, изменения по дому № по <адрес> внесёны в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.Конкурсная документация включает в себя все перечисленные в иске условия.
С 22.04.2022 ИП Семенова Е.Н. не является управляющей организацией МКД <адрес>, требований к иным лицам истцами заявлено не было, в связи с чем у суда также и по данным доводам отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Мулюковой ФИО21, Абубакирова ФИО22, Шмаковой ФИО23, Падимовой ФИО24 к управляющей компании ИП ФИО18 об утверждении договора управления в редакции собственников квартир №№, признании договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> недействительным, несоответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 06.04.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд со дня его принятия в окончательной форме - 30 мая 2022 г.
Судья подпись
Копия верна. Судья Л.Н. Мартынова