Решение по делу № 2а-1627/2019 от 09.07.2019

Дело 2а-1627/19

76RS0022-01-2019-001605-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2019 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё     Р СѓСЃРёРЅРѕРІР° Р”.Рњ.,

РїСЂРё секретаре           Слепцовой Рћ.Рђ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску Колобанова Дмитрия Евгеньевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании устранения допущенного нарушения,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Колобанов Д.А. обратился в суд с указанным административным иском к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО. В обоснование сослался на то, что 27.05.2019г. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления (без проведения торгов) земельного участка площадью 2515 кв.м. по адресу: <адрес> (согласно координатам и местоположению, указанным в прилагаемой к заявлению схеме) на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. По результатам рассмотрения данного обращения КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО издано распоряжение от 25.06.2019г. № «Об отказе Д.Е. Колобанову в предварительном согласовании предоставления земельного участка». Отказ дан со ссылкой на подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, мотивирован тем, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а именно: к образуемому земельному участку отсутствует проезд (ширина проезда – не менее 9 м). Вместе с тем, согласно публичной кадастровой карте к запрашиваемому земельному участку существует несколько проездов со стороны улиц Новая и Садовая, ширина которых составляет не менее нормативных расстояний. В связи с этим, административный истец, с учетом уточнения, окончательно просит: 1. Признать незаконным и отменить распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 25.06.2019г. № «Об отказе Д.Е. Колобанову в предварительном согласовании предоставления земельного участка». 2. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации ЯМР принять по заявлению Колобанова Д.Е. от 27.05.2019г. решение о предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка и выдать заявителю документ, подтверждающий принятие данного решения.

В судебном заседании административный истец Колобанов Д.Е. требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения согласно заявленного.

Представитель КУМИ Администрации ЯМР ЯО (по доверенности) Потапова И.В. просила в административном иске отказать, сослалась на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения.

Заинтересованные лица Администрация Заволжского сельского поселения ЯМР ЯО, ПАО «МРСК Центра» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд с согласия явившихся в судебное заседание лиц определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу изложенного, возможность удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене распоряжения от 25.06.2019г. № поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемого распоряжения закону и нарушения этим распоряжением прав и законных интересов административного истца.

Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность вышеуказанных условий имеет место.

Из материалов дела следует, что 27.05.2019г. Колобанов Д.А. обратился в КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО с заявлением о предварительном согласовании предоставления (без проведения торгов) земельного участка площадью 2515 кв.м. по адресу: <адрес> (согласно координатам и местоположению, указанным в прилагаемой к заявлению схеме) на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства на основании подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. По результатам рассмотрения данного обращения КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО издано распоряжение от 25.06.2019г. № «Об отказе Д.Е. Колобанову в предварительном согласовании предоставления земельного участка». Отказ дан со ссылкой на подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, в качестве основания отказа указано – «образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а именно: к образуемому земельному участку отсутствует проезд (ширина проезда – не менее 9 м)».

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 «Усадебная застройка». В соответствии п. 1.5 ст. 42 (Параметры жилой застройки в Заволжском сельском поселении) Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района <адрес>, утвержденных решением Муниципального совета Заволжского сельского поселения от 28.12.2009г. №, для территориальной зоны Ж-3 ширина и поперечный профиль улиц и проездов в пределах красных линий должны быть: для улиц – не менее 15 м; для проездов – не менее 9 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц – не менее 7,0 м, для проездов – не менее 3,5 м.

Имеющимися в деле схемой расположения участка на кадастровом плане территории, данными общедоступного интернет-сервиса «Публичная кадастровая карта», а также непосредственно фотографиями спорной территории достоверно подтверждается, что к испрашиваемому участку со стороны <адрес> имеется проезд, ширина которого (в том числе и с учетом размещенного на краю проезда опорного столба линии электропередачи, на что ссылается административный ответчик), составляет не менее 3,9 м. <адрес> обустроен и используется, в том числе, в качестве проезда к существующим участкам, являющимся смежными с испрашиваемым.

При этом, административным ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих с учетом красных линий, установленных документацией по планировке территории, возможность образования испрашиваемого участка только при наличии к нему подъезда шириной не менее 9 м, исключающих возможность принятия в рассматриваемом случае нормативной ширины проезда не менее 3,5 м.

Таким образом, к испрашиваемому участку имеется проезд, относящийся к территории общего пользования, ширина которого не противоречит установленным требованиям. В связи с этим, отраженные в оспариваемом распоряжении ссылки на наличие предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (невозможность образования земельного участка по причине отсутствия к нему проезда шириной не менее 9 м) являются необоснованными.

Принимая во внимание все вышеизложенное, распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 25.06.2019г. № «Об отказе Д.Е. Колобанову в предварительном согласовании предоставления земельного участка» является незаконным и подлежит отмене.

Одновременно, суд полагает необходимым отметить непринятие доводов административного истца о наличии дополнительного проезда к испрашиваемому участку со стороны <адрес>. Из материалов дела следует, что с указанной стороны проезд к участку фактически отсутствует, в данном месте располагаются земельные участки, имеющие ограждения, препятствующие проезду. То обстоятельство, что местоположение этих земельных участков, как ранее учтенных, не отображено в публичной кадастровой карте, наличие проезда не подтверждает.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В этой связи, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Как указано ранее, в силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Таким образом, административные исковые требования Колобанова Д.Е. об обязании устранения допущенных нарушений подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления Колобанова Д.Е. от 27.05.2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> (согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Во исполнение п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ для устранения указанных нарушений суд устанавливает срок тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, который согласуется со сроками, предусмотренным положениями ст.ст. 39.15, 39.18 ЗК РФ, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Колобанова Дмитрия Евгеньевича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 25.06.2019г. № «Об отказе Д.Е. Колобанову в предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района устранить допущенные нарушения прав административного истца, а именно: в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть ранее поданное заявление Колобанова Дмитрия Евгеньевича от 27.05.2019г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> (согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Об устранении допущенных нарушений прав административного истца в указанный срок сообщить суду и Колобанову Дмитрию Евгеньевичу.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ Р”.Рњ. Р СѓСЃРёРЅРѕРІ

Рј.СЂ. 20.09.2019Рі.

2а-1627/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Колобанов Д.Е.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района
ПАО МРСК Центра
Администрация Заволжского с\п
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация административного искового заявления
10.07.2019Передача материалов судье
11.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2019Судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее