Дело № 2а-1375/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Смоленску к Королеву Андрею Александровичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску (далее по тексту – ИФНС России по г. Смоленску) обратилась в суд с иском Королеву А.А. о взыскании недоимки и пени по налогам. В обоснование заявленных требований указала, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать предусмотренные законодательством налоги и сборы. Ответчику принадлежат транспортные средства: «<данные изъяты>», регистрационный знак №; «<данные изъяты>», регистрационный знак №, «<данные изъяты>», гос.рег.знак №. Ответчик своевременно налоги на вышеуказанное имущество не оплачивает, в связи с чем, образовалась задолженность за 2015-2016 гг. по транспортному налогу в сумме 10127 руб. В связи с неуплатой налога произведено начисление пени по транспортному налогу в сумме 14 руб. 85 коп. Просит суд взыскать с Королева А.А. вышеуказанную задолженность и пени.
Уточнив требования, указали, что в соответствии с уточненными данными легковой автомобиль «ФИО5», гос.рег.знак <адрес> и «ФИО6», гос.рег.знак <адрес> сняты с регистрационного учета до периода начисления транспортного налога, в связи с чем в настоящее время у Королева А.А. имеется задолженность по транспортному налогу в сумме 3087 руб., а также пени в размере 14,85 руб.
В судебном заседании представители административного истца ИФНС России по г. Смоленску – Азарова М.В., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Административный ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений относительно предъявляемых требований суду не представил, о рассмотрении административного иска в свое отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд определил, что неявка административного ответчика, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Суд, заслушав мнение представителя истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-З «О транспортном налоге» лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 вышеуказанного областного закона, являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года №26-П, Определение от 14 декабря 2004 года №451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 года № 468-О-О).
Как следует из доводов уточненного иска и представленных административным истцом доказательств, Королев А.А. в заявленный для расчета налога налоговый период имел в собственности транспортные средства: «<адрес>», регистрационный знак <адрес>; «ФИО7», регистрационный знак №.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 84067137 от 29.01.2018 об уплате транспортного налога за 2014, 2015, 2016 год в срок до 23.03.2018 (л.д. 8).
Данное уведомление налогоплательщиком не исполнено, транспортный налог Королевым А.А. не оплачен.
В связи с неуплатой налога налоговым органом в адрес ответчика направлено требование № 22896 от 30.03.2018 и установлен срок внесения задолженности до 14.05.2018 (л.д. 6).
До настоящего времени обязательства по уплате налога ответчиком не исполнены.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 17.1 КАС РФ (введенной в действие с 6 мая 2016 г.) мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Из п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ следует, что судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Согласно ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве, налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд, препятствует вынесению судебного приказа.
Как было установлено в судебном заседании, требование об уплате налога, пеней учитываемым налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней подлежащей взысканию с физического лица является требование № 22896 с установлением срока для его исполнения 14.05.2018, то есть срок для обращения с заявлением в суд должен быть реализован истцом до 14.11.2018 года.
Мировой судья судебного участка № 9 в г. Смоленске 31.08.2018 вынес судебный приказ, который впоследствии 17.09.2018 был отменен на основании поступивших от должника возражений (л.д. 12).
С настоящим иском в суд административный истец обратился 14.03.2019, то есть срок обращения с настоящим иском в суд истцом не пропущен.
Налоговые органы как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
В связи с тем, что ответчиком обязанность по оплате транспортного налога не исполнена в сроки установленные законом, истцом начислены пени в размере 14,85 руб.
В подтверждение размера обязательств по оплате налога, пени и размера задолженности истцом был представлен расчет, который судом положен в основу решения, поскольку он является верным, основан на положениях налогового законодательства РФ.
Поскольку ответчик в судебном заседании доказательств погашения недоимки в размере определенной истцом не представил, наличие задолженности не оспорил, поэтому сумма недоимок и пени подлежит взысканию с ответчика в пользу Инспекции.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по г. Смоленску удовлетворить.
Взыскать с Королева Андрея Александровича в пользу ИФНС России по г. Смоленску задолженность по транспортному налогу в размере 3087 руб., пени по транспортному налогу в сумме 14 руб. 85 коп.
Взыскать с Королева Андрея Александровича в доход федерального бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.
Судья Е.А.Самошенкова