Решение по делу № 21-1152/2020 от 07.12.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-1152/2020

г. Уфа 14 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» Гумерова Р.Р. на решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 августа 2020 года, которым

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 от 28 мая 2020 года №...-ЖИ/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» оставлено без изменения, жалоба защитника Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» Давиденко В.В. – без удовлетворения,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 от 28 мая 2020 года №...-ЖИ/2020 Общество с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» (далее - ООО «Интерстройсервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Судьей Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 04 августа 2020 года по жалобе защитника ООО «Интерстройсервис» Давиденко В.В. вынесено вышеприведенное обжалуемое решение.

Не согласившись с постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 от 28 мая 2020 года №...-ЖИ/2020 и решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 августа 2020 года, директор ООО «Интерстройсервис» Гумеров Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, на территории предприятия скважина отсутствует, имеется резервуар для хранения воды, что подтверждается заключением эксперта №....

В судебном заседании защитник ООО «Интерстройсервис» Тимербаева Г.С. доводы жалобы полностью поддержала.

Представитель Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы считала необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

В ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых.

Согласно положениям ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» прописаны права и обязанности пользователя недр.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 21 января 2020 года №... Уфимским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в период с 10 февраля по 4 марта 2020 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ООО «Интерстройсервис» по адресу: адрес.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности предприятия является производство изделий из бетона, цемента и гипса. Мощность предприятия 800000 блоков в год (справка от 13 февраля 2020 года). Согласно Типовой технологической карты «Кладка из бетонных блоков со сквозными пустотами фирмы «BESSER» используют цементно-известковый раствор следующего состава: одна часть портландцемента, одна часть молотой извести-пушонки, шесть частей песка, вода.

Питьевая вода поставляется в Общество на основании договора от 11 мая 2016 года №.../Ип.

Договор о поставке воды на производственные нужды не предоставлен.

Общество не подключено к сетям центрального водоснабжения и водоотведения. Производственные и административные помещения оборудованы сетью водоснабжения, на территории обнаружена скважина глубиной 7 метров с насосом погружным скважинным НПЦС 1,2/20-370, которая является источником технической воды. Лицензия на разведку и добычу подземных вод для технологического и хозяйственно-питьевого обеспечения водой промышленных объектов в ходе проверки не представлена. Таким образом, скважина пробурена самовольно, учет потребляемой воды не ведется. Обществом заключен договор возмездного оказания услуг №... от 26 июня 2018 года с ООО «...» на промывку скважины, откачку воды из приямка, оплата по договору производилась.

По данному факту в отношении ООО «Интерстройсервис» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Факт совершения ООО «Интерстройсервис» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 21 января 2020 года №... (л.д.57-60); актом проверки №...ЖИ от 04 марта 2020 года (62-67); предписанием №...ЖИ от 04 марта 2020 года об устранении нарушений (л.д. 68); предписанием №...ЖИ от 04 марта 2020 года об устранении нарушений (л.д. 69); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 февраля 2020 года (л.д.70-72); пояснительной главного энергетика общества ФИО6 от 11 февраля 2020 года (л.д.73); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26 февраля 2020 года (л.д.75-78); протоколом об административном правонарушении №...-ЖИ/2020 от 20 мая 2020 года (л.д.86-88); договором возмездного оказания услуг №... от 26 июня 2018 года с приложением и актом сверки (л.д.97-100); актом сверки №... от 27 июня 2018 года (л.д.101); платежным поручением №... от 04 июля 2018 года (л.д.102); договором розничной купли-продажи №... Ип от 11 мая 2016 года с приложением (л.д. 103-104); протоколом лабораторный испытаний №... от 18 февраля 2020 года (л.д.106 с приложением (л.д.106-108) и иными материалами дела.

Данные доказательства являются достоверными и допустимыми, никаких сомнений не вызывают, поскольку получены в соответствии с требованиями закона.

Анализ приведенных документов свидетельствует о том, что ООО «Интерстройсервис» не имеет лицензии на пользование недрами и не является недропользователем.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО «Интерстройсервис» имело возможность исполнить требования закона, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка в жалобе на то, что при наличии скважины на территории общества и использовании добываемой из скважины воды, наличие лицензии было бы необходимо только в том случае, если бы эта вода использовалась не для собственных нужд и из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения, является несостоятельной.

Статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Между тем в рассматриваемом случае привлечение юридического лица к административной ответственности за использование недр без лицензии обусловлено осуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности.

Принимая во внимание, что совершенное правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий, при этом по своему правовому характеру состав вмененного правонарушения является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае связана с пренебрежением правонарушителя в течение определенного периода времени к требованиям публичного права, вопреки утверждению жалобы, не может свидетельствовать о его малозначительности.

Представленное защитником общества в судебном заседании по рассмотрению настоящей жалобы заключение эксперта №... от 12 декабря 2020 года установленные по делу обстоятельства не опровергает, поскольку экспертиза сделана спустя значительное время после проверки и условия использования скважины могли измениться.

В судебном заседании главный специалист-эксперт Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5, выезжавшая на проверку в ООО «Интерстройсервис» и установившая факт совершения административного правонарушения, пояснила, что на территории общества располагаются производственные, офисные помещения, столовая, санузел, однако каких либо источников водоснабжения кроме единственной скважины не имеется. Как пояснил ей представитель общества ФИО6, раньше они были подключены к центральному водоснабжению, но летом 2018 года произошла поломка. При проверке документов, подтверждающих, что вода на предприятие поставляется извне, не представлено. К скважине подъездных путей не имеется, на момент осмотра в скважине был погружной насос.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции. Приведенные доводы не опровергают наличие в действиях ООО «Интерстройсервис» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

Постановление о привлечении ООО «Интерстройсервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностным лицом с соблюдением установленного порядка, на основании ч. ч. 3.2, 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 от 28 мая 2020 года №...-ЖИ/2020 и решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» Гумерова Р.Р. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                      Г.Б. Соболева

Справка: судья Ибрагимов А.Р.

21-1152/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Интерстройсервис"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Соболева Гульнара Булатовна
Статьи

7.3

Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
07.12.2020Материалы переданы в производство судье
14.12.2020Судебное заседание
14.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее