Дело № 2а-3839/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 09 июля 2019 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Брянцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Николаева Владислава Викторовича к Призывной комиссии городского округа Балашиха об оспаривании заключения призывной комиссии,
Установил:
Административный истец Николаев В.В. предъявил административный иск об оспаривании заключения призывной комиссии к административному ответчику - Призывной комиссии городского округа Балашиха,
в обоснование которого указал о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ года состоит
на воинском учете в военном комиссариате городов Балашиха и Реутов Московской области. ДД.ММ.ГГГГ года ему исполнилось 27 лет, в связи с чем, он перестал подлежать призыву на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ года призывной комиссией г. Балашиха Московской области в отношении него было принято заключение, в соответствии с которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным заключением призывной комиссии он не согласен и считаю его незаконным, необоснованным и нарушающим его законные права и интересы. С ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время он проходит службу по контракту в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора отдела кадров ФКУ «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с момента окончания ранее предоставленной мне отсрочки от призыва на военную службу,
ему никогда не было сообщено о необходимости явиться в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Призывная комиссия подошла формально к вопросу принятия
в отношении него обжалуемого заключения, не учла все имеющиеся обстоятельства (в первую очередь - факт прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы).
На основании изложенного, административный истец Николаев В.В. просил суд признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии г. Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года о признании
его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований (л.д. 3-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава Администрации городского округа Балашиха, Администрация городского округа Балашиха и Отдел военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области (л.д. 19).
В судебное заседание административный истец Николаев В.В. не явился, извещен, действовал через своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности (л.д. 21) – адвокат Емельянов С.С. поддерживал административный иск, просил удовлетворить административный иск в полном объеме по изложенным
в заявлении доводам и в соответствии с представленными письменными пояснениями (л.д. 26-27).
Административный ответчик – Призывная комиссия городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направил, о месте
и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил.
Заинтересованные лица - Глава Администрации городского округа Балашиха и Администрация городского округа Балашиха своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель заинтересованного лица - Отдела военного комиссариата городов Балашиха и Реутов Московской области (л.д. 20) – Татчин В.Н. просил отказать в удовлетворении административного иска в соответствии
с представленными письменными возражениями на административное исковое заявление (л.д. 39-43).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение явившихся в судебное заседание представителя административного истца и мнение представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе,
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей
12 ГК РФ.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности
и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы
в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно ст. 1 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв
на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания
в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу п.п. 1.1 и 6 ст. 8 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, порядок
и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом
и Положением о воинском учете.
Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, призыву
на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте
от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане,
не пребывающие в запасе).
Как следует из положений ст. 24 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, право
на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся
по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры - стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации,
и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Статьей 26 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ установлено, что призыв
на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку
на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно п. 1.1 ст. 28 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ при зачислении
в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших
ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи
с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение
о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Как установлено ст. 31 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ граждане,
не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место
на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть
для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.
В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в числе иных, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек
от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии
по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение).
Пунктами 17, 18 указанного Положения предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием
у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу
или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований),
а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований)
и соответствующие медицинские организации.
В соответствии с п. 19 этого же Положения Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу
или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно п. 34 названного Положения при зачислении в запас граждан,
не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву
по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся
в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 утверждено Положение о воинском учете, которое определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.
Из п.п. 6-7 Положения о воинском учете следует, что должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания
(на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.
Согласно п. 9 Положения о воинском учете воинский учет граждан
по месту их работы осуществляется организациями в соответствии
с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением
и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Положения о воинском учете следует,
что воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям. Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу
в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах
по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
Согласно п. 38 Положения о воинском учете контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, возлагается
на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации
и военные комиссариаты.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663» утверждена и введена в действие
с 1 января 2008 года Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации,
не пребывающих в запасе (далее – Инструкция) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2007 № 10454).
Пунктами 26, 28 названной Инструкции предусмотрено истребование
от гражданина документов, подтверждающих его право на отсрочку
или освобождение от призыва, которые (копии которых) приобщаются
к материалам личного дела призывника. На основании материалов изучения гражданина военный комиссар в листе изучения призывника и разделе
IV учетной карты призывника делает заключение, в числе иных,
о предоставления отсрочки от призыва на военную службу и в последующем выносит это заключение на рассмотрение призывной комиссии для принятия окончательного решения.
Согласно п. 34 указанной Инструкции, после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки
на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право,
а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке
в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложение № 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило,
не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее – Инструкция) (Зарегистрировано в Минюсте России 22 сентября 2014 года № 34099).
Данной инструкцией предусмотрен Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно которого справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Из материалов административного дела следует, что Николаев В.В.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на воинский учет в военном комиссариате по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года административному истцу была предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ года.
Николаев В.В. проходит службу по контракту в уголовно – исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ года в должности инспектора отдела кадров Федерального казенного учреждения «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний», имеет специальное звание – старший лейтенант внутренней службы.
Соответствующие сведения направлены военному комиссару городов Балашиха и Реутов Московской области.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 9; 10-12; 13; 14-15; 28-34; 35-36; 37-38), в том числе
и представленным по запросу суда личным делом призывника Николаева Владислава Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 24; 25), которое обозревалось в судебном заседании. Данные обстоятельства также
не оспаривались сторонами.
Из выписки из протокола призывной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Николаев В.В. на основании п. 1 ст. 52 Закона № 53-РФ зачислен
в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 8).
Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих
в деле, судом разрешены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает рассматриваемый в данном административном деле административный иск обоснованным, поскольку из материалов административного дела следует, что мероприятия, связанные с призывом
на военную службу, в отношении Николаева В.В. военным комиссариатом
в соответствии с требованиями закона не проводились, доказательств обратного материалы административного дела, в том числе и материалы представленного суду личного дела призывника не содержат.
При этом, действующее законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва.
В соответствии с требованиями ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2006 года № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах
по реализации Постановления Правительства Российской Федерации
от 11 ноября 2006 г. № 663» на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва
на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению
под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
Вместе с этим, административные ответчики не представили суду надлежащих доказательств, подтверждающих, что с ДД.ММ.ГГГГ года
(дата окончания отсрочки) и до ДД.ММ.ГГГГ года (дата достижения Николаевым В.В.. возраста 27 лет) в отношении административного истца призывной комиссией совершались какие – либо действия, направленные
на проведение мероприятий по призыву на военную службу, направлялись повестки о необходимости явки в военный комиссариат.
Представленное суду личное дело призывника Николаева В.В. таких доказательств не содержит.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения призывной комиссией не было учтено, что административный истец в соответствии с Положением
о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, подлежал зачислению
на специальный воинский учет, поскольку проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы и имеет специальное звание.
При указанных выше обстоятельствах в их совокупности, оспариваемое
в данном административном деле решение призывной комиссии нельзя признать законным, в связи с чем, данное решение подлежит отмене, поскольку явно нарушает права и законные интересы административного истца.
Иных требований по данному административному делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый
в данном административном деле административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Николаева Владислава Викторовича к Призывной комиссии городского округа Балашиха об оспаривании заключения призывной комиссии – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ года о зачислении Николаева Владислава Викторовича в запас как не прошедшего военную службу
по призыву, не имея на то законных оснований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 13 июля 2019 г.
Судья Д.И. Лебедев