Решение по делу № 2-2122/2017 от 11.10.2017

Дело № 2-2122/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 14 ноября 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Муравьёвой Е.М.,

с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,

представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Владимира Ивановича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о назначении доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л :

истец обратился в суд с иском к ответчику Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте, о возложении обязанности назначить доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01.02.2017г.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 29.11.2016 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте за назначением ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с нормами Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 года. Решением комиссии ГУ УПФ в г.Воркуте в назначении ему ежемесячной доплаты отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Ответчиком установлен стаж, дающий право на доплату – 17 лет 03 мес., 27 дня, с чем истец не согласен, считает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа периоды его работы в качестве начальника смены производственной службы с 17.01.1984 по 31.05.1984, с 10.07.1984 по 16.12.1984, с 02.01.1986 по 22.07.1987, с 24.08.1987 по 24.12.1987, с 11.01.1988 по 31.12.1996, службы в рядах Советской Армии с 28.05.1967 по 18.06.1971, курсов повышения квалификации с 15.12.2004 по 17.12.2004, с 11.02.2006 по 13.02.2006, с 02.04.2008 по 04.04.2008, с 21.05.2008 по 23.05.2008, с 16.03.2009 по 20.03.2009 и командировок с 01.10.2001 по 03.10.2001, с 14.10.2002 по 18.10.2002. С учётом оспариваемого периода его специальный стаж составляет не менее 25 лет, в связи с чем, он имеет право на доплату к пенсии.

Ответчиком представлен письменный отзыв на иск, согласно которому из стажа, дающего право на назначение доплаты к пенсии исключены периоды работы, не подтверждающие занятость рабочий день не менее 80% в подземных условиях, и при отсутствии необходимого стажа у истца отсутствует право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с законом № 84-ФЗ. Кроме того, отсутствуют основания для повторной индексации, поскольку порядок и коэффициент индексации размера пенсии предусмотрены нормами законодательства в сфере пенсионного обеспечения. А также ответчик не согласен с размером расходов на оплату услуг представителя, считает их необоснованно завышенными.

Представитель истца в судебном заседании обоснование иска, исковые требования поддержала. Пояснила, что судебные расходы просит взыскать по представленной квитанции (на 7000 рублей).

     Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец – Ткаченко В.И. является получателем трудовой пенсии по старости с 01.06.1993г., назначенной в соответствии с пунктом «а» ст. 12 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», и ст.29 Закона РФ от 19.02.93 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним».

С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (п.1. ст. 30) по документам, имеющимся в пенсионном деле.

С 1 января 2002 года истец является получателем пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

На дату конвертации 01.01.2002 года стаж истца составил: общий трудовой стаж – 32 года 06 мес., 20 дней, стаж работы по Списку №1 - 23 года 26 дней.

Из таблицы трудовой деятельности следует, что период работы истца в качестве начальника смены, в том числе в оспариваемой части с 17.04.1984г. по 04.07.1999г. учтён в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, при назначении пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27.

29.11.2016 года Ткаченко В.И. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте от 02.02.2017 года № 450956 19/15 в назначении ежемесячной доплаты было отказано, в связи с отсутствием специального стажа, требуемого для назначения доплаты. Стаж работы, дающий право на доплату к пенсии составил 17 лет 03 месяцев 27 дней.

Решением Воркутинского городского суда РК от 13.05.2011 ГУ УПФ РФ в г.Воркуте обязано зачесть Ткаченко В.И. в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 в том числе период службы в Вооруженных Силах СССР с 28.05.1967 по 18.06.1970.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшего в период прохождения военной службы истцом, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы, при этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, действовавшее правовое регулирование предусматривало возможность и давало основания истца рассчитывать на зачет службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы по специальности, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, что и было установлено при вынесении вышеуказанного решения суда.

Период работы Ткаченко В.И. с 10.09.1970 подземным "обезличено" с полным подземным рабочим днём на Шахте "обезличено" г.Воркуты, имевший место после службы в Вооруженных Силах СССР, учтен ответчиком в стаж, дающий право на доплату к пенсии, как другие профессии, предусмотренные Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 – в календарном исчислении.

Соответственно, вышеназванный период службы истца может быть приравнен к работе по данным профессиям и подлежит включению в стаж дающий право на доплату к пенсии, в календарном порядке.

Как следует из таблицы трудовой деятельности оспариваемые периоды курсов повышения квалификации в УКК (с оплатой) с 15.12.2004 по 17.12.2004, с 11.02.2006 по 13.02.2006, с 02.04.2008 по 04.04.2008, с 21.05.2008 по 23.05.2008, с 16.03.2009 по 20.03.2009, командировок с 01.10.2001 по 03.10.2001, с 14.10.2002 по 18.10.2002 не учтены в специальный стаж, дающей право на доплату. Обучение истца в указанные периоды на курсах и командировки подтверждаются Актом от 19.01.2017 № 5 документальной проверки ГУ УПФ Р в г.Воркуте.

Основной период работы истца в периоды имевших место обучения на курсах и командировок учтён ответчиком в стаж дающий право на доплату как 1 год работы за 9 месяцев.

Суд считает, подлежащими включению в стаж, дающий право на доплату периоды обучения на курсах повышения квалификации и командировок, в том же порядке, что и основной период, по следующим основаниям.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, как работника угольной промышленности.

Статья 167 Трудового Кодекса РФ предусматривает сохранение работнику места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Аналогичные нормы в отношении курсов и командировок содержали ст.112, 116 КЗоТ РФ (РСФСР).

Следовательно, периоды обучения в УКК с отрывом от производства, командировки, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

При таких обстоятельствах, в специальный стаж, дающий право на доплату в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ подлежат включению периоды курсов повышения квалификации и командировок из расчета 1 год за 9 месяцев.

В силу ст.1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из пункта второго этой же статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным подп. 11 п. 1 ст. 27, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "е" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г., применяется список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.

Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 15 Правил, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.

Из трудовой книжке следует, что в периоды с 17.01.1984 по 31.05.1984, с 10.07.1984 по 16.12.1984, с 02.01.1986 по 22.07.1987, с 24.08.1987 по 24.12.1987, с 11.01.1988 по 31.12.1996 истец осуществлял трудовую деятельность в качестве начальника смены производственной службы.

Действующим законодательством в области установления доплаты к пенсии предусмотрено, включение в специальный стаж периодов работы на предприятиях угольной промышленности, в должностях предусмотренных вышеуказанными Списками.

Профессия «начальник смены» отсутствует в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.

В п. «г» позиции 1010100г-24043 «рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) подраздела 1 «Подземные работы, в том числе, в шахтах» раздела I "Горные работы" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрена должность «начальники смен».

Из таблицы трудовой деятельности следует, что, в том числе спорные периоды работы в качестве начальника смены, отнесены к стажу на соответствующих видах работ по Списку № 1, и учтены при досрочном назначении пенсии по старости.

Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики за второй квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012г. (вопрос 8), дано разъяснение о том, что установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.

На основании вышеизложенного, суд считает, что периоды работы истца с 17.01.1984 по 31.05.1984, с 10.07.1984 по 16.12.1984, с 02.01.1986 по 22.07.1987, с 24.08.1987 по 24.12.1987, с 11.01.1988 по 31.12.1996 подлежат включению в стаж, дающий право на доплату к пенсии, из расчёта каждый полный год за 9 месяцев.

Таким образом, с учётом включения в стаж оспариваемого периода, стаж истца, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ составит более 25 лет

Статьей 4 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 года, предусмотрено назначение ежемесячной доплаты с 01 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 01 октября по 30 декабря.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что истец 29.11.2016 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте за назначением ежемесячной доплаты к пенсии.

Учитывая наличие стажа, дающего право на доплату продолжительностью более 25 лет, суд считает, что ежемесячная доплата к пенсии должна быть назначена истцу с 1 февраля 2017 года.

Истец заявляет требования об индексации невыплаченных сумм доплаты на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

Вместе с тем действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

     Порядок назначения и выплаты доплаты к пенсии, перерасчет и корректировка ее размера установлены ст.4 Закона 84-ФЗ. Специальные нормы, позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, не установлены. Поскольку пенсионное законодательство включает в себя иной механизм расчета и перерасчета, который ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.

Истцом понесены судебные расходы в сумме 7 000,00 рублей, что подтверждается квитанцией от 13.07.2017г., которые он просит взыскать с ответчика.

Принимая во внимание степень сложности дела, объём оказанных истцу услуг, социальной значимости данной категории дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца согласно ст.ст.98 ч.1, 100 ГПК РФ расходы в сумме 5000 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте назначить Ткаченко Владимиру Ивановичу ежемесячную доплату к пенсии, установленную Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 года «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01 февраля 2017 года, выплатить недоплату за период с 01 февраля 2017 года по 30 ноября 2017 года.

Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте в пользу Ткаченко Владимира Ивановича расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000,00 рублей.

Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 рублей 00 копеек.

     Во взыскании индексации на индексы роста потребительских цен Ткаченко Владимиру Ивановичу - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Е.Ю. Солодилова

    

    

2-2122/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткаченко В.И.
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми
ГУ УПФ в г. Воркуте
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
11.10.2017Передача материалов судье
11.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее