Решение по делу № 2а-2973/2022 от 24.05.2022

Дело №2а-2973/2022

УИД: 76RS0016-01-2022-002633-24

            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2022 года                             г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,

при секретаре Тыщенко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором просила: восстановить срок обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности, взыскать с ФИО6 задолженность по налогу на имущество физических лиц за в размере 236 руб., пени в размере 10,48 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 состоит на налоговом учете в качестве плательщика налога на имущество физических лиц, за ней в период с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован следующий объект налогообложения – квартира по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 19,3 кв.м. Административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем образовалась задолженность, начислены пени.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно со ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которой предусмотрено, что объектом налогообложения признается, в том числе, расположенная в пределах муниципального образования квартира.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежал объект налогообложение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности ФИО3 на указанный объект недвижимости прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес ФИО3 направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в общем размере руб. Указанные действия соответствовали абз.3 п.2 ст.52 НК РФ. На основании ст.75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГг. административному ответчику начислены пени в размере руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате начисленного налога в адрес налогоплательщика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога в размере руб. и пени в размере руб. до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес ФИО3 направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 69 руб. За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017г. административному ответчику начислены пени в размере руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате начисленного налога налогоплательщику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога в размере 69руб. и пени в размере 2,03 до 29.11.2021г.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ, по общему правилу, заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п. 2 настоящей статьи (п.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 п.2). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).

Поскольку сумма налоговой задолженности ФИО3 не превысила 10 000 рублей, срок на добровольное исполнение требования от ДД.ММ.ГГГГ., являющегося самым ранним требованием, был установлен до 15.08.2018г., налоговый орган был вправе обратиться в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Межрайонная ИФНС по <адрес> обратилась в судебный участок Дзержинского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере руб., пени в размере руб.

Определением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.

Межрайонная ИФНС по <адрес> обратилась в судебный участок Чайковского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на имущество физических лиц, приложив к нему ходатайство о восстановлении процессуального срока.

Определением мирового судьи судебного участка Чайковского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонной ИФНС России по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз.2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В районный суд налоговая инспекция направила административный иск 14.05.2022г.

Административный истец просит восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам и пени, ссылаясь на то, что с заявлением о выдаче судебного приказа по месту жительства административного ответчика налоговая инспекция обратилась 08.02.2022г. - в установленный законодательством срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.02.2007г. -О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.

Между тем, приведенные административным истцом обстоятельства не могут быть расценены в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд с вышеназванным административным иском и основанием для восстановления данного срока. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, доказательств наличия каких-либо причин объективного характера, препятствовавших или исключающих обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом, административным истцом представлено не было.

Инспекция является специализированным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их оплаты, профессиональным участником налоговых правоотношений, вследствие чего ей должны быть известны правила и сроки обращения в суд за взысканием образовавшейся у налогоплательщика недоимки.

Обращение налоговой инспекции с заявлением о выдаче судебного приказа за несколько дней до истечения срока на обращение в суд не может быть расценено в качестве добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей. Налоговый орган не был лишен возможности заблаговременно направить заявление о выдаче судебного приказа мировому судье, предусмотрев возможность отказа в его принятии.

Поскольку на дату обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности с ФИО3 налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанной выше суммы в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, доказательств уважительности причин пропуска данного срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (<данные изъяты> юридический адрес: 150 040, <адрес>) к ФИО2 (до изменения фамилии – ФИО8) ФИО4 (<данные изъяты> действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 (<данные изъяты> о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья             Е.Н. Черничкина

2а-2973/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Ярославской области
Ответчики
Информация скрыта
Тучина Ксения Владимировна
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославль
Судья
Черничкина Е.Н.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.jrs.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация административного искового заявления
24.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее