Копия Дело № 2-28/2024 УИД 74RS0035-01-2023-000800-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2024 года село Октябрьское
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Загребельной Е.В.,
с участием помощника прокурора Киртьянова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Воробьевой Н.В., представителя ответчика Коплика Д.Н., гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах Воробьевой Н.В. к администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по демонтажу и переносу контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Воробьевой Н.В. к администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по демонтажу и переносу контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов вблизи дома <адрес> в соответствии с установленными п. 4 СанПин 2.1.3684-21 требованиями в срок не позднее 28.02.2024 года.
В судебном заседании помощник прокурора Киртьянов А.Г. исковые требования поддержал в части демонтажа контейнерной площадки.
Истец Воробьева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Октябрьского сельского поселения Коплик Д.Н. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что контейнерную площадку в ином месте установить не представляется технически возможным, в настоящее время площадка действующей не является, в реестр не включена.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 города N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п.3 ст. 13, п. 2-3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, на территории сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 данной статьи 51, пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п.3 ст. 23 Закона № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Требования к содержанию территорий сельских поселений установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - СанПин 2.13684-21).
Согласно п.п. 3,4 СанПин 2.1.3684-21 на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки на накопления твердых коммунальных отходов.
Расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении №1 к Санитарным правилам.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований и др.
02 ноября 2022 года в администрацию сельского поселения обратилась НЕЯ, проживающая в <адрес>, об установлении мусорных контейнеров рядом с домом (л.д.34).
НЕЯ умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).
Согласно выписке из ЕГРН Воробьева Н.В. является собственником 1/4 доли дома по <адрес> (л.д.75-77).
По письменному обращению Воробьевой Н.В. (л.д.8) об установлении законности и обоснованности размещения площадки по ул. Качалина, д. 36 в с. Октябрьское, прокуратурой Октябрьского района была проведена проверка, в ходе проверки было установлено, что контейнерная площадка по сбору твердых коммунальных отходов расположена по адресу: <адрес>, напротив жилого дома Воробьевой Н.В., на участке, находящимся в муниципальной собственности (л.д.15), по согласованию с региональным оператором. Расстояние от основания контейнерной площадки до домовладения <адрес>, ниже предусмотренного п.4 СанПин 2.1.3684-21 минимума, то есть меньше 20 метров, что подтверждается обмером границ земельного участка (л.д.20-24).
В ответ на заявление Воробьевой Н.В., требование прокурора об устранении нарушений глава Октябрьского сельского поселения сообщил, что площадка для накопления ТКО около <адрес> установлена по просьбе НЕЯ, которой по состоянию здоровья далеко выносить мусор в контейнерную площадку (л.д.11,8,13,26-27,28).
В соответствии с п. 1.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из районного бюджета бюджету сельского поселения от 11.01.2022 г., заключенного между Финансовым управлением администрации Октябрьского муниципального района и администрацией Октябрьского сельского поселения, администрация сельского поселения в лице главы поселения приняла на себя обязательства по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.16-18).
В соответствии с муниципальным контрактом от 27 марта 2022 года (л.д.35-44), техническим заданием (л.д.35), локальным сметным расчетом (л.д.46-55), техническим решением (л.д.56), дополнительным соглашением (л.д.57-58), актом выполненных работ (л.д.59-66),счетом (л.д.67), платежным поручением (л.д.68-69) администрацией поселения были выполнены работы по установки бетонной контейнерной площадки и ограждения к нему.
Согласно кадастровой выписке земельный участок по <адрес> находится в собственности сельского поселения (л.д.70-71).
Таким образом, площадка для сбора ТКО около дома <адрес> установлена с нарушением установленных санитарных требований, а лицом, ответственными за определение места его расположения является орган местного самоуправления в лице Администрации Октябрьского сельского поселения, которой и была установлена данная площадка.
В данном случае доказательств соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований органом местного самоуправления не представлено, материалы дела не содержат, а доводы представителя администрации о невозможности установить контейнерную площадку в ином месте с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, достоверными доказательствами не подтверждены и не являются основанием для нарушения данных норм.
Таким образом, при размещении контейнерной площадки для сбора ТКО в районе <адрес> было допущено нарушение требований п.п. 3,4 СанПин 2.1.3684-21, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы истицы Воробьевой Н.В., проживающей и являющейся собственником указанного жилого дома.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить выявленные нарушения при размещении контейнерной площадки по адресу: <адрес>, путем демонтажа конструктивных элементов указанной площадки.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение тридцати дней со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А.Приходько
Мотивированное решение составлено 15 января 2024 года.
Судья: В.А.Приходько
Секретарь Е.В.Загребельная
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2024 года село Октябрьское
Октябрьский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Приходько В.А.,
при секретаре Загребельной Е.В.,
с участием помощника прокурора Киртьянова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Воробьевой Н.В., представителя ответчика Коплика Д.Н., гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах Воробьевой Н.В. к администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по демонтажу и переносу контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Воробьевой Н.В. к администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по демонтажу и переносу контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов вблизи дома <адрес> в соответствии с установленными п. 4 СанПин 2.1.3684-21 требованиями в срок не позднее 28.02.2024 года.
В судебном заседании помощник прокурора Киртьянов А.Г. исковые требования поддержал в части демонтажа контейнерной площадки.
Истец Воробьева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Октябрьского сельского поселения Коплик Д.Н. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что контейнерную площадку в ином месте установить не представляется технически возможным, в настоящее время площадка действующей не является, в реестр не включена.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 города N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно п.3 ст. 13, п. 2-3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, на территории сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 данной статьи 51, пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п.3 ст. 23 Закона № 52-ФЗ содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Требования к содержанию территорий сельских поселений установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - СанПин 2.13684-21).
Согласно п.п. 3,4 СанПин 2.1.3684-21 на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки на накопления твердых коммунальных отходов.
Расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении №1 к Санитарным правилам.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований и др.
02 ноября 2022 года в администрацию сельского поселения обратилась НЕЯ, проживающая в <адрес>, об установлении мусорных контейнеров рядом с домом (л.д.34).
НЕЯ умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).
Согласно выписке из ЕГРН Воробьева Н.В. является собственником 1/4 доли дома по <адрес> (л.д.75-77).
По письменному обращению Воробьевой Н.В. (л.д.8) об установлении законности и обоснованности размещения площадки по ул. Качалина, д. 36 в с. Октябрьское, прокуратурой Октябрьского района была проведена проверка, в ходе проверки было установлено, что контейнерная площадка по сбору твердых коммунальных отходов расположена по адресу: <адрес>, напротив жилого дома Воробьевой Н.В., на участке, находящимся в муниципальной собственности (л.д.15), по согласованию с региональным оператором. Расстояние от основания контейнерной площадки до домовладения <адрес>, ниже предусмотренного п.4 СанПин 2.1.3684-21 минимума, то есть меньше 20 метров, что подтверждается обмером границ земельного участка (л.д.20-24).
В ответ на заявление Воробьевой Н.В., требование прокурора об устранении нарушений глава Октябрьского сельского поселения сообщил, что площадка для накопления ТКО около <адрес> установлена по просьбе НЕЯ, которой по состоянию здоровья далеко выносить мусор в контейнерную площадку (л.д.11,8,13,26-27,28).
В соответствии с п. 1.1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из районного бюджета бюджету сельского поселения от 11.01.2022 г., заключенного между Финансовым управлением администрации Октябрьского муниципального района и администрацией Октябрьского сельского поселения, администрация сельского поселения в лице главы поселения приняла на себя обязательства по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.16-18).
В соответствии с муниципальным контрактом от 27 марта 2022 года (л.д.35-44), техническим заданием (л.д.35), локальным сметным расчетом (л.д.46-55), техническим решением (л.д.56), дополнительным соглашением (л.д.57-58), актом выполненных работ (л.д.59-66),счетом (л.д.67), платежным поручением (л.д.68-69) администрацией поселения были выполнены работы по установки бетонной контейнерной площадки и ограждения к нему.
Согласно кадастровой выписке земельный участок по <адрес> находится в собственности сельского поселения (л.д.70-71).
Таким образом, площадка для сбора ТКО около дома <адрес> установлена с нарушением установленных санитарных требований, а лицом, ответственными за определение места его расположения является орган местного самоуправления в лице Администрации Октябрьского сельского поселения, которой и была установлена данная площадка.
В данном случае доказательств соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований органом местного самоуправления не представлено, материалы дела не содержат, а доводы представителя администрации о невозможности установить контейнерную площадку в ином месте с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, достоверными доказательствами не подтверждены и не являются основанием для нарушения данных норм.
Таким образом, при размещении контейнерной площадки для сбора ТКО в районе <адрес> было допущено нарушение требований п.п. 3,4 СанПин 2.1.3684-21, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы истицы Воробьевой Н.В., проживающей и являющейся собственником указанного жилого дома.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить выявленные нарушения при размещении контейнерной площадки по адресу: <адрес>, путем демонтажа конструктивных элементов указанной площадки.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение тридцати дней со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья В.А.Приходько
Мотивированное решение составлено 15 января 2024 года.
Судья: В.А.Приходько
Секретарь Е.В.Загребельная