Решение по делу № 33-1288/2024 от 12.02.2024

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-1288/2024

Судья Шопина Е.В.

Дело № 2-1736/2023

УИД 21RS0023-01-2023-001300-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Федотовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Колчина С.В. к администрации города Чебоксары о признании постановления и отказа администрации Ленинского района г.Чебоксары незаконными, возложении обязанности восстановить в списках очередности с даты постановки на учет, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Колчин С.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Чебоксары (правопреемник администрации Ленинского района г.Чебоксары) о признании постановления и отказа администрации Ленинского района г.Чебоксары незаконными, возложении обязанности восстановить в списках очередности с даты постановки на учет.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Колчин С.В. с 21.12.2004 состоял на учете в администрации Ленинского района г. Чебоксары в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий». Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 истец был исключен из указанных списков ввиду его обеспеченности жильем общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров.

13 января 2023 года истец обратился в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о восстановлении в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий», с первоначальной датой постановки на учет - с 21.12.2004 года. Письмом от 9 февраля 2023 года администрация Ленинского района г. Чебоксары отказала в удовлетворении заявления. Истец полагал данный отказ незаконным, поскольку ни до 25.04.2022, ни после он не был обеспечен жильем более 14,5 кв. метров. Он не является собственником комнаты общей площадью 24,88 кв. метров, жилой площадью 17,3 кв., расположенной по адресу: <адрес>, которая с 2007 года принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 ФИО2., ФИО3. и ФИО4 Каких-либо иных жилых помещений истец не имеет. Утверждение ответчика о том, что истец выехал из г. Чебоксары и проживает в другом муниципальном образовании - в <данные изъяты> Краснодарского края не соответствует действительности, поскольку истец зарегистрирован и проживает по адресу: <данные изъяты>, в <данные изъяты> проживают его жена и дети.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 об исключении его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, отказ администрации Ленинского района г. Чебоксары в восстановлении истца в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", выраженного в письме от 09.02.2023 № И-44, возложить обязанность восстановить истца в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", с даты постановки на учет – 21.12.2004

В судебном заседании суда первой инстанции истец Колчин С.В., его представитель Семенов Е.Н., исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Трифонова Т.Г. исковые требования не признала.

Третьи лица - Колчина Е. Л., Степанюк В. И., Степанюк А. И., Колчина С. С., Колчина С. С., Колчин Д. С., Государственная жилищная инспекция в Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 апреля 2022 года об исключении Колчина С.В. из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказ администрации Ленинского района г. Чебоксары в восстановлении Колчина С.В. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", выраженный в письме от 09.02.2023 № И-44 признаны незаконными; на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность восстановить Колчина С.В. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий" с даты постановки на учет – с 21 декабря 2004 года.

С указанным решением суда не согласился ответчик администрация г.Чебоксары, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что утрата оснований состоять в очереди на улучшение жилищных условий в связи с тем, что по состоянию на 25.04.2022 истец один зарегистрирован в комнате общей площадью 24,88 кв.м, жилой площадью 17,3 кв.м в доме <адрес>, а также выезд истца на другое постоянное место жительства соответствуют нормам ранее действующего законодательства (ст. 32 ЖК РСФР). Считает, что представленные по делу письменные доказательства (акт опроса соседей, фотоматериал, свидетельства о рождении детей Колчина С.В. в Краснодарском крае) достоверно свидетельствуют о не проживании истца Колчина С.В. по адресу: <адрес> Устные показания о разъездном характере работы не могут опровергать письменные доказательства. Ссылается на то обстоятельство, что в судебном заседании 11.12.2023 истец на вопрос ответчика пояснил, что работает неофициально и документами с места работы свои пояснения подтвердить не может.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика администрации г.Чебоксары Трифонову Т.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Колчина С.В. и его представителя Семенова Е.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, истец Колчин С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственниками данной квартиры по 1/4 доли в праве собственности каждый являются ФИО4., ФИО2., ФИО1., ФИО3., которые в квартире не зарегистрированы.

Колчин С.В. состоит в браке с Колчиной Е.Л. (добрачная фамилия Степанюк) с 27.07.2019, с которой имеет троих общих детей: Колчина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колчину С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колчину С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

У Колчиной Е.Л. имеется двое детей от предыдущего брака: Степанюк А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Степанюк В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Колчина Е.Л. с 2009 года является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 33,1 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 36,9 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>.

С 21.12.2004 года истец состоял на учете в администрации Ленинского района г. Чебоксары в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке.

Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 Колчин С.В. был исключен из указанных списков на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма) в связи с тем, что он обеспечен жильем общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров.

13 января 2023 года истец обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о восстановлении в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий», с первоначальной датой постановки на учет - с 21.12.2004 года.

Письмом от 9 февраля 2023 года администрация Ленинского района г. Чебоксары отказала в удовлетворении заявления.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных по делу доказательств следует, что как на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и на дату снятия с учета, Колчин С.В. какого-либо жилья в собственности не имеет, членом семьи собственников комнаты <адрес> (площадью 24,88 кв. и жилой площадью 17,30 кв. м), в которой он зарегистрирован по месту жительства, не является; право на жилье в указанной комнате кроме истца имеют также четыре собственника названного жилого помещения. Обеспеченность членов семьи Колчина С.В. в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности его супруге Колчиной Е.Л., составляет менее 5 кв. м. (33,1 кв. м х 1/2 + 36,9 х 1/2): 7), сам он каких-либо прав на добрачное имущество супруги не имеет.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.

Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

На основании статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На основании ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР).

По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством. При этом уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления, но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 года N 33-КА20-3.

Поскольку истец был поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 2004 г., то есть до 1 марта 2005 г., согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 г.) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, снятие истца с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ противоречит положениям п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что свидетельствует о неправомерности снятия истца с учета по указанному основанию.

Кроме того, судом установлено, что на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и на дату снятия его с учета, истец какого-либо жилья в собственности не имел, членом семьи собственников комнаты <адрес> (площадью 24,88 кв. м), в которой он зарегистрирован по месту жительства, не является; право на жилье в указанной комнате кроме истца имеют также четыре собственника названного жилого помещения, следовательно, доля истца в указанной комнате составляет менее 4,9 кв.м (24,88 кв. м./5 чел.(истец и четыре собственника)). Таким образом, обеспеченность членов семьи Колчина С. В. в жилых помещениях, учитывая, принадлежащие на праве собственности его супруги жилые помещения, фактически являющиеся добрачным имуществом, составляет 5,7 кв. м. на человека (33,1 кв. м х 1/2 + 36,9 х 1/2 + 4,9 кв.): 7 человек).

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на выезд истца на другое постоянное место жительство, что подтверждается представленными и исследованными доказательствами, однако, указанное обстоятельство не является юридически значимым и на выводы суда не влияет, поскольку основанием для снятия Колчина С.В. с учета не являлось.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-1288/2024

Судья Шопина Е.В.

Дело № 2-1736/2023

УИД 21RS0023-01-2023-001300-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Федотовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Колчина С.В. к администрации города Чебоксары о признании постановления и отказа администрации Ленинского района г.Чебоксары незаконными, возложении обязанности восстановить в списках очередности с даты постановки на учет, поступившее по апелляционной жалобе администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Колчин С.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации г. Чебоксары (правопреемник администрации Ленинского района г.Чебоксары) о признании постановления и отказа администрации Ленинского района г.Чебоксары незаконными, возложении обязанности восстановить в списках очередности с даты постановки на учет.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Колчин С.В. с 21.12.2004 состоял на учете в администрации Ленинского района г. Чебоксары в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий». Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 истец был исключен из указанных списков ввиду его обеспеченности жильем общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров.

13 января 2023 года истец обратился в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о восстановлении в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий», с первоначальной датой постановки на учет - с 21.12.2004 года. Письмом от 9 февраля 2023 года администрация Ленинского района г. Чебоксары отказала в удовлетворении заявления. Истец полагал данный отказ незаконным, поскольку ни до 25.04.2022, ни после он не был обеспечен жильем более 14,5 кв. метров. Он не является собственником комнаты общей площадью 24,88 кв. метров, жилой площадью 17,3 кв., расположенной по адресу: <адрес>, которая с 2007 года принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 ФИО2., ФИО3. и ФИО4 Каких-либо иных жилых помещений истец не имеет. Утверждение ответчика о том, что истец выехал из г. Чебоксары и проживает в другом муниципальном образовании - в <данные изъяты> Краснодарского края не соответствует действительности, поскольку истец зарегистрирован и проживает по адресу: <данные изъяты>, в <данные изъяты> проживают его жена и дети.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 об исключении его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, отказ администрации Ленинского района г. Чебоксары в восстановлении истца в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", выраженного в письме от 09.02.2023 № И-44, возложить обязанность восстановить истца в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", с даты постановки на учет – 21.12.2004

В судебном заседании суда первой инстанции истец Колчин С.В., его представитель Семенов Е.Н., исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Трифонова Т.Г. исковые требования не признала.

Третьи лица - Колчина Е. Л., Степанюк В. И., Степанюк А. И., Колчина С. С., Колчина С. С., Колчин Д. С., Государственная жилищная инспекция в Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25 апреля 2022 года об исключении Колчина С.В. из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказ администрации Ленинского района г. Чебоксары в восстановлении Колчина С.В. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий", выраженный в письме от 09.02.2023 № И-44 признаны незаконными; на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность восстановить Колчина С.В. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "Ветераны боевых действий" с даты постановки на учет – с 21 декабря 2004 года.

С указанным решением суда не согласился ответчик администрация г.Чебоксары, которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что утрата оснований состоять в очереди на улучшение жилищных условий в связи с тем, что по состоянию на 25.04.2022 истец один зарегистрирован в комнате общей площадью 24,88 кв.м, жилой площадью 17,3 кв.м в доме <адрес>, а также выезд истца на другое постоянное место жительства соответствуют нормам ранее действующего законодательства (ст. 32 ЖК РСФР). Считает, что представленные по делу письменные доказательства (акт опроса соседей, фотоматериал, свидетельства о рождении детей Колчина С.В. в Краснодарском крае) достоверно свидетельствуют о не проживании истца Колчина С.В. по адресу: <адрес> Устные показания о разъездном характере работы не могут опровергать письменные доказательства. Ссылается на то обстоятельство, что в судебном заседании 11.12.2023 истец на вопрос ответчика пояснил, что работает неофициально и документами с места работы свои пояснения подтвердить не может.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика администрации г.Чебоксары Трифонову Т.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Колчина С.В. и его представителя Семенова Е.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, истец Колчин С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственниками данной квартиры по 1/4 доли в праве собственности каждый являются ФИО4., ФИО2., ФИО1., ФИО3., которые в квартире не зарегистрированы.

Колчин С.В. состоит в браке с Колчиной Е.Л. (добрачная фамилия Степанюк) с 27.07.2019, с которой имеет троих общих детей: Колчина Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колчину С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Колчину С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

У Колчиной Е.Л. имеется двое детей от предыдущего брака: Степанюк А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Степанюк В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Колчина Е.Л. с 2009 года является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 33,1 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 36,9 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>.

С 21.12.2004 года истец состоял на учете в администрации Ленинского района г. Чебоксары в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке.

Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.04.2022 Колчин С.В. был исключен из указанных списков на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма) в связи с тем, что он обеспечен жильем общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров.

13 января 2023 года истец обратился в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о восстановлении в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке «Ветераны боевых действий», с первоначальной датой постановки на учет - с 21.12.2004 года.

Письмом от 9 февраля 2023 года администрация Ленинского района г. Чебоксары отказала в удовлетворении заявления.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что из представленных по делу доказательств следует, что как на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и на дату снятия с учета, Колчин С.В. какого-либо жилья в собственности не имеет, членом семьи собственников комнаты <адрес> (площадью 24,88 кв. и жилой площадью 17,30 кв. м), в которой он зарегистрирован по месту жительства, не является; право на жилье в указанной комнате кроме истца имеют также четыре собственника названного жилого помещения. Обеспеченность членов семьи Колчина С.В. в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности его супруге Колчиной Е.Л., составляет менее 5 кв. м. (33,1 кв. м х 1/2 + 36,9 х 1/2): 7), сам он каких-либо прав на добрачное имущество супруги не имеет.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.

Согласно пункту 3.2 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

На основании статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

На основании ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР).

По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством. При этом уровень жилищной обеспеченности таких граждан следует проверять на предмет его соответствия норме предоставления, но при этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичная позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 года N 33-КА20-3.

Поскольку истец был поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 2004 г., то есть до 1 марта 2005 г., согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 г.) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, снятие истца с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ противоречит положениям п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что свидетельствует о неправомерности снятия истца с учета по указанному основанию.

Кроме того, судом установлено, что на момент принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и на дату снятия его с учета, истец какого-либо жилья в собственности не имел, членом семьи собственников комнаты <адрес> (площадью 24,88 кв. м), в которой он зарегистрирован по месту жительства, не является; право на жилье в указанной комнате кроме истца имеют также четыре собственника названного жилого помещения, следовательно, доля истца в указанной комнате составляет менее 4,9 кв.м (24,88 кв. м./5 чел.(истец и четыре собственника)). Таким образом, обеспеченность членов семьи Колчина С. В. в жилых помещениях, учитывая, принадлежащие на праве собственности его супруги жилые помещения, фактически являющиеся добрачным имуществом, составляет 5,7 кв. м. на человека (33,1 кв. м х 1/2 + 36,9 х 1/2 + 4,9 кв.): 7 человек).

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на выезд истца на другое постоянное место жительство, что подтверждается представленными и исследованными доказательствами, однако, указанное обстоятельство не является юридически значимым и на выводы суда не влияет, поскольку основанием для снятия Колчина С.В. с учета не являлось.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

А.В. Вассияров

33-1288/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Колчин Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
Информация скрыта
Государственная жилищная инспекция в Чувашской Республике
Колчина Елена Леонидовна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
12.02.2024Передача дела судье
06.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее