УИД /номер/
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 2 августа 2023 года
Клинский городской суд Московской области в составе: председательствующего: судьи Мирошниченко А.И., секретаря Адиулловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1831/2023 по иску Павловской Ю. А. к администрации городского округа Клин о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышепоименованным иском и указала, что на сегодня водозаборный узел ЗРК «Сестроречье» (далее по тексту - ВЗУ), расположен по адресу: /адрес/, и состоит из двух артскважин: 1. Артскважина /номер/ (координаты /номер/, /номер/); Артскважина /номер/ (координаты /номер/, /номер/).
С /дата/2014 года до конца 2022 года ВЗУ находилось в аренде у ЗАО «Водоканал» и арендодателем выступала Администрация г.о. Клин Московской области по договору аренды муниципального имущества /номер/.
В этом договоре аренды ВЗУ значилось как «ИНО /номер/, Артскважина с павильоном и водонапорной башней, адрес: /адрес/ (/адрес/), инв. /номер/, год ввода 1997 г.».
Данное ВЗУ было закольцовано с общегородской сетью питьевого водоснабжения и обеспечивало водой до недавнего времени весь поселок /адрес/.
/дата/ рядом с ВЗУ была установлена новая станция обезжелезивания воды.
В /дата/ 2022 года жители Клина обратились в суд, чтобы обязать собственника ВЗУ - ответчика сделать проект зон санитарной охраны (далее - ЗСО) и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение (дело /номер/). Из-за отсутствия проекта ЗСО к ВЗУ очень близко расположился свинокомплекс.
/дата/ по делу /номер/ было вынесено решение в пользу жителей.
После указанного решения суда сначала в неизвестном направлении исчезает станция обезжелезивания воды. Потом ответчик расторгает договор аренды с ЗАО «Водоканал», сносит водонапорную башню и павильон над артскважиной /номер/, объявляет самовольно, без уведомления надзорных органов, ВЗУ аварийным и исключает его из Реестра муниципального имущества городского округа Клин. Судьба артскважины /номер/, которая имеет павильон, подключена к электроснабжению и к общегородским водопроводным, вообще повисает в воздухе.
Из-за сноса павильона у артскважины /номер/ она остается брошенной под открытым небом, без тампонажа или консервации. В таком виде артскважина /номер/ находится и по настоящее время.
Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу /дата/, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
/дата/ возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП, которое до настоящего времени не прекращено.
/дата/ кассационная жалоба на решение суда оставлена без удовлетворения.
Ответчик, чтобы не исполнять решение суда по разработке проекта ЗСО для ВЗУ, отказывается от него и снимает с себя полномочия собственника, о чем уведомляет жителей в своем ответе.
Администрация г.о. Клин согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Водному кодексу РФ обязана осуществлять полномочия собственника источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, следить за их сохранностью и оберегать от заражения подземные, водоносные горизонты. Администрация должна следить, чтобы не было бесхозных ВЗУ и если таковые есть, то принимать на свой баланс.
Но в итоге, ответчик делает эти источники воды бесхозными и попросту бросает их под открытым небом без тампонажа или консервации.
Бесхозные артскважины без тампонажа или консервации в любой момент могут заразить водоносный горизонт, даже если они отключены и не эксплуатируются.
Стоит третьему лицу завладеть тайно или открыто ВЗУ, открыть задвижки на артскважине, как под угрозу попадет все водоснабжение /адрес/ и /адрес/.
Жители обращались по этому поводу в Министерство экологии и природопользования Московской области, но внятного ответа не получили.
Истец просит:
1. Признать вновь право собственности за ответчиком, как за бывшим собственником, на ВЗУ ЗРК «Сестроречье» в составе артсважины /номер/ и артскважины /номер/.
2. Обязать ответчика принять во владение, пользование и распоряжение ВЗУ ЗРК «Сестроречье» в составе артсважины /номер/ и артскважины /номер/.
3. Обязать ответчика внести в Реестре муниципального имущества городского округа Клин ВЗУ ЗРК «Сестроречье» в составе артсважины /номер/ и артскважины /номер/. (л.д. 5-7, 34).
Исковые требования уточнены в ходе судебного разбирательства. (л.д. 34).
В судебном заседании истец поддержала исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал и пояснил, что поддерживает ранее данный ответ администрации г.о. Клин истцу, в случае удовлетворения иска решение будет не конкретизированным, предмет иска точно не определен.
В исковом заявлении в качестве третьего лица указан Солнечногорскеий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора пояснил, что определять принадлежность имущества не в компетенции Роспотребнадзора.
По ходатайству истца, протокольным определением суда от /дата/, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Московской области (далее – Управление), представитель которого ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления и просит вынести решение по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика указал, что в иске указаны координаты скважины и ответчик установил, что данная скважина находится земельном участке физического лица Аганова С.А.
Согласно выписке из ЕГРН, Аганов С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью /данные изъяты/ кв.м, расположенного по адресу: /адрес/, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, размещения и обслуживания объектов недвижимости (производственные здания №/номер/,/номер/,/номер/,/номер/,/номер/,/номер/, здание проходной, Административное здание, незавершенное строительство). (л.д. 37).
По ходатайству представителя ответчика, протокольным определением суда от /дата/, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Аганов С.А., который в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания своевременно уведомлен, свое мнение по иску не представил.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02)
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, администрация муниципального образования обязана разработать проекты ЗСО и получить санитарно-эпидемиологическое заключения на эти Проекты для действующих на территории муниципального образования водозаборных узлов.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;
4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В ответе Роспотребнадзора от /дата/ в адрес истца сказано, что /дата/ в адрес Солнечногорского ТО от Администрации г.о. Клин поступили сведения о расторжении с ЗАО «Водоканал» договора аренды артскважины и водонапорной башни с инвентарным /номер/ по адресу: /адрес/, с актом о сносе муниципального объекта капитального строительства – нежилого здания от /дата/. (л.д. 13).
Согласно Реестру муниципального имущества городского округа Клин, артезианская скважина с павильоном и водонапорной башней по адресу: /адрес/, (/адрес/), по состоянию на /дата/ в указанном Реестре не значится (л.д. 12), что подтверждается ответом ответчика в адрес истца от /дата/. (л.д. 11).
Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что истец не доказал обоснованность заявленных исковых требований, а именно, наличие вышеуказанных артскважин, которые должны быть приняты на баланс администрации городского округа Клин, и в удовлетворении иска суд отказывает.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Оставить без удовлетворения иск Павловской Ю. А. к администрации городского округа Клин о признании права собственности за администрацией городского округа Клин на ВЗУ ЗРК «/адрес/» в составе артскважины /номер/ и артскважины /номер/, принятии во владение, пользование и распоряжение, внесении в Реестр муниципального имущества городского округа Клин.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –
Решение в окончательной форме принято 2 августа 23023 года.
Судья –