Решение по делу № 02а-0762/2024 от 19.04.2024

УИД 77RS0027-02-2024-007153-97

Дело  02а-0649/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

31 мая 2024 года                                                                 адрес

 

Тверской районный суд адрес в составе 

председательствующего судьи Малаховой А.В.,

при секретаре фио,

с участием старшего помощника Тверского межрайонного прокурора фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное  дело   02а-762/2024 по административному иску Сиденко Екатерины Владимировны к участковой избирательной комиссии избирательного участка 8158, Территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами адрес (за исключением адрес) об отмене решения участковой избирательной комиссии, признании недействительными итогов голосования,

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Сиденко Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка 8158, Территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами адрес (за исключением адрес) об отмене решения участковой избирательной комиссии, отмене решения Зарубежной ТИК, признании недействительными итогов голосования, просила отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка 8158 об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года, отменить решение Территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами адрес (за исключением адрес) от 19.03.2024 года об установлении итогов голосования на выборах Президента РФ, назначенных на 17.03.2024 года, обязать составить протокол об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации  отметкой «Повторный» с учетом последующего признания недействительными итогов голосования на избирательном участке  8158, требования мотивированы тем, что у административного истца имеются сомнения в том, что подсчет голосов произведен достоверно, поскольку 36 870 избирателей не могли проголосовать досрочно, фактическое информирование о проведении досрочного голосования отсутствовало, в связи  чем, протокол УИК 8158 не достоверно отражает волеизъявление избирателей и является подложным.

Определением Тверского районного суда адрес от 31 мая 2024 года, на основании п.1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ  прекращено производство  в части требований об отмене решения Территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами адрес (за исключением адрес) от 19.03.2024 года об установлении итогов голосования на выборах Президента РФ, назначенных на 17.03.2024 года.

Административный истец Сиденко Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения дела, обеспечила явку своего представителя фио, который исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске. Просил срок для обращения с иском в суд восстановить, поскольку истец была лишена в установленный законом срок обратиться с заявлением.

Представитель административных ответчиков  фио в судебное заседание явился, против удовлетворения требований административного иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, также указал на пропуск срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, указав на то, что основания для восстановления срока отсутствуют, поскольку настоящий иск подан в электронном виде, что свидетельствует о реальной возможности истца обратиться с иском своевременно.

Представитель заинтересованного лица фио против удовлетворения требований административного иска возражал по доводам, изложенным в письменных объяснениях, поддержал позицию представителя административных ответчиков в части пропуска срока.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего требования административного иска не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002  67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона 67-ФЗ, суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 статьи 77 Федерального закона.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 77 Федерального закона 67-ФЗ основаниями для отмены решения комиссии об итогах голосования являются:

нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

Таким образом, законодательство о выборах предоставляет избирателю право оспаривать итоги голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах. При этом основаниями для отмены итогов голосования на выборах в указанном случае могут быть только нарушения правил составления списков избирателей, либо порядка голосования и установления итогов голосования, при условии, что указанные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с частью 16 статьи 239 КАС РФ избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии по выборам за рубежом от 26 февраля 2024 года  01-02/17 распределены избирательные бюллетени и специальные знаки (марки) для избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации по избирательным участкам.

Согласно пункту 133 Приложения к указанному решению, избирательному участку    8158 было выделено 47000 бюллетеней.

Согласно данным протокола УИК  8158, поступившего в Территориальную избирательную комиссию по выборам за рубежом по техническим каналам связи, число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования, составило 42866.

Число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составило 36870.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 74 Федерального закона от 10 января 2003 года  19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных за пределами адрес, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.

По итогам голосования территориальная избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования.

По результатам сложения данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий, включая поступившие из УИК  8158, протоколом Территориальной избирательной комиссии по выборам за рубежом установлены итоги голосования по выборам Президента Российской Федерации на территории, расположенной за пределами Российской Федерации, за исключением адрес.

 Протокол подписан всеми девятью членами Территориальной избирательной комиссии по выборам за рубежом с правом решающего голоса, особых мнений к протоколу не приложено.

Доводы административного истца о нарушениях порядка голосования и недостоверного установления его итогов не подтверждаются какими-либо доказательствами.

Вопреки доводам административного истца из письма 2433 от 03.04.2024 года МИД России следует, что информирование потенциальных избирателей  о днях и местах проведения голосования осуществлялось путем задействования русскоязычных СМИ, интернет-платформ и мессенджеров РЗУ, круглосуточного транслирования в эфире местной радиостанции «Русское Радио Кипр», визуальны ряд был усилен баннерами предвыборного содержания, было разослано более 115 тысяч электронных писем россиянам, проживающим на Кипре.

Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификации актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

 Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года  1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

 Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Доводы административного истца не содержат конкретных сведений о нарушении законодательства о выборах, в том числе о конкретных фактах нарушений действующего законодательства, которые могли бы стать предметом проверки в рамках настоящего административного дела, а являются личным мнением административного истца, основанное на предположениях о возможных нарушениях.

Суд также отмечает, что административный истец Сиденко Е.В., полагающая, как следует из административного искового заявления, что установленный порядок проведения голосования, не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, приняла участие в выборах Президента Российской Федерации, не отрицает факт уведомления о досрочном голосовании.

Частью 1 статьи 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая- либо обязанность.

Судом при рассмотрении дела установлено, что права административного истца не нарушены, в связи с чем, административное исковое заявление Сиденко Е.В. об отмене решения об итогах голосования не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

Так же суд соглашается  с доводами административного ответчика о пропуске срока давности на подачу административного иска.

Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Согласно позиции, изложенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года  24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный иск о защите избирательных прав считается поданными в срок при условии его поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи.

Согласно протокола проверки электронной подписи административный иск направлен в Тверской районный суд адрес - 15 апреля 2024 года.

Ссылка представителя административного истца о том, что административный истец проживает на Кипре, в связи с чем, срок пропущен по уважительной причине, является необоснованной, поскольку административный иск подан через Портал Госуслуг, доказательства невозможности отправления иска в срок административным истцом не представлены.

 Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (ч. 10 ст. 240 КАС РФ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

 

в удовлетворении административного искового заявления Сиденко Екатерины Владимировны к участковой избирательной комиссии избирательного участка 8158, Территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами адрес (за исключением адрес) об отмене решения участковой избирательной комиссии, признании недействительными итогов голосования - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Тверской районный суд адрес в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                               А.В. Малахова

 

 

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.05.2024

1

 

02а-0762/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу
Истцы
Сиденко Е.В.
Ответчики
Зарубежная ТИК, Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 8158
Суд
Тверской районный суд Москвы
Судья
Малахова А.В.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
19.04.2024Регистрация поступившего заявления
27.04.2024Заявление принято к производству
27.04.2024Подготовка к рассмотрению
16.05.2024Рассмотрение
31.05.2024Вынесено решение
06.06.2024Вступило в силу
27.04.2024У судьи
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее