88-3303/2021
2-3936/2020
41RS0001-01-2019-002065-52
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 июля 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Украинской Т.И.
судей Кравченко А.И., Наконечной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петропавловск-Камчатского в интересах ФИО1 к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального развития и труда Камчатского края о возложении обязанности по производству перерасчета, взыскании недополученной части ежемесячной денежной компенсации,
по кассационной жалобе Министерства социального развития и труда Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 10 декабря 2020 года,
Заслушав доклад судьи Кравченко А.И., выслушав возражения прокурора Скарлухина М.А.
установила:
прокурора действуя в интересах ФИО1 B.C. обратился в суд с иском к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального развития и труда в Камчатском крае о возложении обязанности по производству перерасчета, взыскании недополученной части ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем меры социальной поддержки по категории «Инвалид», предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме по месту его жительства в городе Петропавловске-Камчатском, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации была приостановлена по причине наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. С ноября 2018 года выплата ежемесячной денежной компенсации производилась ФИО1 B.C. в размере 20 процентов регионального стандарта, - в пределах авансирования, а не в размере 50 процентов фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как это предусмотрено нормами действующего федерального законодательства. В 2018 году, КГКУ «Центр выплат» получив сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО1 B.C. произвел перерасчет размера денежных компенсаций в сторону уменьшения, в результате которого у гражданина образовалась задолженность, которая незаконно удерживалась у потребителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года при поступлении сведений о фактических расходах ФИО1 B.C. ответчик недоплатил ему ежемесячную денежную компенсацию в размере 3626 рублей 96 копеек. Указанные действия ответчика, нарушают права ФИО1 B.C. как федерального льготника, относящегося к категории «инвалид».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений по иску, истец просил признать незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию положенных ФИО1 B.C. сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Министерства социального развития и труда <адрес> через КГКУ «Центр выплат» в пользу ФИО1 B.C. удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 5037 рублей 60 копеек, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 3626 рублей 96 копеек.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 сентября 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд признал незаконными действия КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскал с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу ФИО1 удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по июнь 2019 года в размере 5037 рублей 60 копеек, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 3626 рублей 96 копеек, всего 8 664 рубля 56 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 10 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
Ответчики и материальный истец в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом, от представителя КГКУ «Центр выплат» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд первой, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и исходили из того, что применяемое ответчиком региональное законодательство, в частности Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденный приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), решением суда признан недействующим в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, части 2.8 Приложения 2, части 2 Приложения 3, части 2.11 и абзац 3 части 2.17, следовательно, удержание из назначенной гражданину льготнику компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг, излишне произведенных ему выплат, в отсутствие полученного от него согласия, во внесудебном порядке является неправомерным, противоречит действующему федеральному законодательству, свидетельствует о нарушении его прав.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).
При этом, устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В дальнейшем в Порядок № 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, 8 октября 2018 года и 5 февраля 2019 года.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку № 1233-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от 8 октября 2018 года № 1146-п Приложение № 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по административному делу № 3а-9/2019 пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установленный региональным законодательством Камчатского края порядок авансирования, предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с правом административного органа в дальнейшем самостоятельно удерживать излишне выплаченные суммы компенсации, в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы, изменен порядок гарантированных государством льгот, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.
Принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт, учитывая федеральное нормативное регулирование, установив, что в период с октября 2018 года по июнь 2019 года КГКУ «Центр выплат» в одностороннем порядке удержало из ежемесячной денежной компенсации, полагавшейся ФИО1 5037 рублей 60 копеек, а также недоплатило часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 3626 рублей 96 копеек, суд обоснованно взыскал эти суммы с ответчика в пользу истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Иное толкование заявителем норм материального права, несогласие заявителя с выводами судов, не свидетельствует о судебной ошибке.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития и труда Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: