Дело № 2-1103/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2014 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетней Р.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании незаконным отказа администрации МО <данные изъяты> сельское поселение» во включении Р.Е.С. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате наводнения и обязании администрации включить ее в указанный список,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд в интересах несовершеннолетней Р.Е.С. с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» во включении Р.Е.С. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате наводнения и обязании администрации включить ее в указанный список
Требования мотивированы тем, что ФИО1 и члены ее семьи: муж – Р.С.Г. и двое несовершеннолетних детей – Р.Д.С., Р.В.С., зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, ее несовершеннолетняя дочь Р.Е.С. не была зарегистрирована на момент наводнения по указанному адресу, однако проживала там фактически, поэтому заявитель считает Р.Е.С. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в Чемальском районе в мае-июне 2014 г. и подлежащей включению в списки на выплату единовременной материальной помощи. Во время паводка ее дом, расположенный по указанному адресу, оказался в зоне затопления, пострадало имущество, однако во включении ее дочери в списки на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим в наводнении Чемальского района Республики Алтай в мае-июне 2014 г. было отказано из-за отсутствия регистрации по указанному адресу.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Глава администрации <данные изъяты> сельского поселения А. в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Суд, выслушав ФИО1, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, в мае-июне 2014 г. в Республике Алтай, в том числе в Чемальском районе, произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Распоряжением врио Главы Республики Алтай от 29.05.2014 г. № 315-р, в связи с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай и в целях обеспечения жизнедеятельности населения республики, с 29.05.2014 г. на территории Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай.
Распоряжением первого заместителя главы МО «Чемальский район» от 29.05.2014 г. № 187-р на территории Чемальского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Порядок выполнения вышеуказанных полномочий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно ст. 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В свою очередь в силу п. 1 ст. 18 вышеуказанного Закона граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно п.2 ст. 18 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Таким образом, буквальное толкование указанных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что право на возмещение причиненного материального ущерба имуществу гражданина в рамках настоящего Закона возникает у граждан только в случае, если ущерб причинен имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
Понятие чрезвычайной ситуации (далее ЧС) дано в с. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, согласно которой ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на: локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера.
Подпунктом и ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 №7 94 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления вводится режим чрезвычайной ситуации путем издания соответствующих решений, в которых указываются обстоятельства, послужившие основанием для введения режима чрезвычайной ситуации, перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации, ответственные должностные лица.
В соответствии с п.п. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Алтай № 161 от 06.06.2014 года утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - Порядок).
Согласно п. 1 указанного Порядка, пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай.
Основанием для отказа во включении гражданина в списки является отсутствие права на получение выплаты, установленного пунктом 1 Порядка (п. 4 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. № 161 гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека).
Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение пяти рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложении №10, №12 к Правилам (далее также – списки) и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителями Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Согласно Материалам для подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, разработанному МЧС России списки граждан на получение единовременной материальной помощи формируются на основании заявлений пострадавших граждан и информации, предоставляемой главе местной администрации руководителем единой дежурной диспетчерской службы муниципального образования по объектам, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации. Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости формируются на основании заявлений граждан и актов обследования утраченного имущества комиссией, создаваемой местной администрацией в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Исходя из анализа приведенных норм для включения в списки на получение единовременной материальной помощи необходимо наличие одновременно трех условий: пострадавший должен быть гражданином Российской Федерации; он должен проживать в жилом помещении, подвергшемся наводнению; в результате чрезвычайной ситуации его имуществу либо здоровью должен быть причинен ущерб.
Таким образом, обязательным условием для возникновения права на компенсацию является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения.
При отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на получение единовременной и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Исходя из положений ГК РФ и ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» или «регистрация на занимаемой площади» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных.
Тем самым, по смыслу указанных правовых норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которую на законном основании занимают их родители либо один из родителей и которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей.
Произвольное расширительное толкование вышеприведенных правовых норм противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Согласно п. 1 распоряжения главы <данные изъяты> сельского поселения от 11.06.204 года № 328, распоряжением Главы Чемальского района от 20.06.2014 г. №222-Р были установлены границы зоны чрезвычайной ситуации подтопленных территорий <данные изъяты> сельского поселения и Чемальского района, согласно которым на дату приятия указанных распоряжений в границу зоны затопления (подтопления) вошел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.
В соответствии с п. 1 Порядка пострадавшими в результате наводнения в мае – июне 2014 г. признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством.
Исследованные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, попал в границу зоны подтопления, несовершеннолетняя Р.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживают там, в связи с чем имеет право на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. Кроме того, в судебном заседании установлено, что семья истца в результате наводнения полностью утратила имущество первой необходимости.
Согласно представленным документам: справке Сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения, копии домовой книги, информации сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирована и фактически проживает, в том числе, несовершеннолетняя Р.Е.С..
По мнению суда юридически значимыми обстоятельствами являются – затопление земельного участка истцов в результате чрезвычайной ситуации, причинение вреда имуществу истцов, постоянное их проживание в домовладении.
Наличие вышеуказанных обстоятельств установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается, доказательств обратного в материалах дела не имеется и сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании установлено, что ФИО1 и ее несовершеннолетние дети, в том числе Р.Е.С. зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, в доме, расположенном в прибрежной зоне и вошедшем в зону подтопления, и в результате чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года их домовладение пострадало от наводнения, суд считает, что несовершеннолетняя Р.Е.С. является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в конце мая - начале июня 2014 года на территории Республики Алтай,
Исходя из вышеизложенного, суд считает установленным возникновение прав истцов на получение выплат в результате наводнения в мае – июне 2014 года, так как жилой дом, в котором они проживают, вошел в границы зоны затопления, и их имуществу был причинен вред в результате наводнения.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Истцом заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в связи с тем, что они необоснованно не включены в список пострадавших, которым производится перечисление денежных средств в виде единовременной материальной помощи, это в свою очередь влечет нарушение прав истцов на получение финансовой помощи от государства.
Ввиду высокой социальной значимости рассматриваемого дела, в целях восстановления прав, свобод и интересов истцов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь положениями ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает настоящее решение суда обратить к немедленному исполнению.
Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с этим государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░