Решение по делу № 33-1739/2023 от 26.01.2023

Судья Мугако М.Д. 24RS0028-01-2022-003495-42

Дело №33-1739/2023 (№2-3017/2022)

2.113г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Кучеровой С.М.,

судей Медведева И.Г., Килиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Килиной Е.А. гражданское дело по исковому заявлению МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к В.А.В., действующему в своих интересах и в интересах малолетней В.А.А., об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному исковому заявлению В.А.В. к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска о предоставлении жилого помещения,

по апелляционным жалобам истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица администрации г. Красноярска

на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 7 декабря 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска удовлетворить частично.

Встречные исковые требования В.А.В. удовлетворить.

Изъять для муниципальных нужд у В.А.В. принадлежащие ему на праве общей долевой собственности 44/151 долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Обязать Муниципальное образование город Красноярск предоставить В.А.В. на территории муниципального образования г. Красноярск благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 21,94 кв.м.

Прекратить право общей долевой собственности В.А.В. на принадлежащие ему 44/151 долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ему на праве собственности иного жилого помещения.

Выселить В.А.В., В.А.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления на праве собственности В.А.В. иного жилого помещения.

Признать право собственности муниципального образования город Красноярск на 44/151 долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления на праве собственности В.А.В. иного жилого помещения.

В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска в части выплаты возмещения в счет изъятого жилого помещения отказать»,

УСТАНОВИЛА:

МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратился в суд с иском к В.А.В., действующему в своих интересах и в интересах малолетней В.А.А., об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, снятии с регистрационного учета, прекращении права собственности, признании права собственности. Требования мотивированы тем, что В.А.В. является собственником 44/151 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 75,3 кв.м, расположенной в аварийном многоквартирном доме. Ответчики состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении. Распоряжением администрации г. Красноярска №64-гх от 10.07.2015 года указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 года №144-п. Ответчику, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащим сносу доме, <дата> направлено уведомление о сносе данного дома. Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.11.2021 года №168-арх земельный участок, на котором расположен дом по <адрес>, а также жилые помещения, расположенные в данном жилом доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Размер возмещения за изымаемое имущество установлен на основании отчета от <дата>, который составил 1 095 821 рублей. Собственнику было предложено соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилье помещение от <дата>, от заключения которого ответчик отказался. Просил суд изъять для муниципальных нужд у В.А.В. 44/151 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 095 821 рублей; выселить ответчиков В.А.В., В.А.А. из указанной квартиры; прекратить право собственности ответчика В.А.В. на 44/151 доли в праве на спорную квартиру; признать право собственности на 44/151 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес> за МО г. Красноярск.

Ответчик В.А.В. обратился со встречным иском, впоследствии уточненном, к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого. Требования мотивировал тем, что он является собственном доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Поскольку указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, а также подлежащим изъятию, в его адрес было направлено соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение в размере 1 095 821 рублей. Он не согласен на получение возмещения за изымаемое жилое помещение в денежной форме, так как имеет право на предоставление взамен изымаемого иного жилого помещения. Просил суд обязать МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить в его (В.А.В.) собственность взамен изымаемого жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>, равнозначное помещение общей площадью не менее 21,94 кв.м. на территории МО г. Красноярск, благоустроенное применительно к условиями г. Красноярска.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах истец по первоначальному иску МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, а также третье лицо администрация г. Красноярска выражают несогласие с постановленным решением. В соответствии с действующим законодательством дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, имеющего право на предоставление такой поддержки, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, утвержденной п.1 ст.3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 года №9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственником жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником. В случае, если жилое помещение принадлежит нескольким собственникам, взамен изымаемого жилого помещения предоставляется одно жилое помещение. Кроме того, у ответчика изымается 44/151 долей в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение, тогда как с остальными собственниками уже были заключены соглашения об изъятии недвижимого имущества путем выплаты возмещения, что делает невозможным обеспечение ответчика жилым помещением в соответствии с мерами поддержки, установленным Законом. Просят решение в обжалуемой части отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, отказать в удовлетворении встречных исковых требований В.А.В.

В письменных возражениях прокурор Кировского района г. Красноярска Б.А.А., возражая по доводам жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска - без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционных жалоб согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца по первоначальному иску МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - С.К.А., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ответчика по первоначальному иску В.А.В.А.Л.В., возражавшей против доводов жалоб, заключение прокурора Ч.Н.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Данные конституционные положения, помимо прочего, означают, что законодателю на конституционном уровне предписывается определять не только категории граждан, нуждающихся в жилище, но и конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических возможностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 года № 39-П).

В соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

В п.3 ст.2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч. 2 и 3 ст.88 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик В.А.В. с <дата> является собственником 44/151 доли в праве собственности на жилое помещения по адресу: <адрес>.

Иными собственниками квартиры по <адрес> ранее являлись: ФИО2 – 25/151 доли в праве; ФИО3 – 40/151 доли; ФИО4 – 36/151 доли; ФИО1 – 6/151 доли. Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, указанные граждане членами одной семьи не являлись, имели раздельные финансово-лицевые счета, спорная квартира являлась коммунальной.

В рамках изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, со всеми, за исключением В.А.В., долевыми собственниками спорной квартиры муниципальным образованием г. Красноярск были заключены соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в денежной форме.

На момент рассмотрения дела в оставшихся долях (107/151 доли в праве) право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за МО <адрес>.

На регистрационном учете в указанном жилом помещении состоят В.А.В. и его несовершеннолетняя дочь В.А.А.

В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 10.07.2015 года № 64-гх дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии от <дата>.

<дата> Постановлением Правительства Красноярского края №144-п названный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019–2025 годы».

Распоряжением администрации г. Красноярска №168-арх от 26.11.2021 года об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600076:11, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.

Согласно отчёту оценочно-консалтинговой компании «РосЗБК» от <дата> , рыночная стоимость квартиры в жилом доме по <адрес> в <адрес> составляет 4 516 870 рублей с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.

Ответчику В.А.В. было предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от <дата> в размере 1 095 821 рублей, однако последний отказался подписывать соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, верно оценив представленные доказательства в их совокупности, правомерно удовлетворил иск В.А.В. к МО город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного.

Правильными являются и выводы суда о частичном удовлетворении иска МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии для муниципальных нужд спорного жилого помещения после предоставления В.А.В. равнозначного жилого помещения, прекращении права собственности на долю в спорном жилом помещении, признании за МО г. Красноярск права собственности на 44/151 доли в праве на спорное жилое помещение, выселении ответчиков из спорного жилого помещения после предоставления В.А.В. иного жилого помещения на праве собственности.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что ответчик В.А.В. является собственником вышеуказанного жилого помещения, при этом право собственности у ответчика возникло до признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и до вступления в силу ч.8.2 ст.32 ЖК РФ.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы».

При таком положении В.А.В. в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», п.8 ст.32 ЖК РФ имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПК РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к тому, что правовых оснований для удовлетворения встречного иска В.А.В. не имелось, являются несостоятельными.

В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В ч. 3 ст. 6 ЖК РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Федеральным законом от 27.12.2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.

В соответствии с ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Федеральный закон от 27.12.2019 года № 473-ФЗ вступил в действие 28.12.2019 года, при этом указанный закон не содержит положения о придании ему обратной силы.

При таком положении выводы суда первой инстанции, в том числе в части возложения на МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанности предоставить В.А.В. на территории МО г. Красноярск равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на праве собственности общей площадью не менее 21,94 кв.м, являются правильными.

Ссылки в апелляционных жалобах на Закон Красноярского края от 09.07.2020 года №9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, т.к. данный Закон в соответствии с ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ устанавливает дополнительную меру поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае», и не ограничивает в данном случае право В.А.В. на предоставление иного жилого помещения.

То обстоятельство, что иные собственники (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1) заключили с администрацией г. Красноярска соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, также не свидетельствует о неправильности выводов суда в части возложения обязанности на МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить В.А.В. на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 21,94 кв.м, поскольку в данном случае В.А.В. имеет право выбора любого из названных выше способов обеспечения его жилищных прав, в том числе право на предоставление другого жилого помещения в собственность взамен изымаемого аварийного, при том что вышеуказанным лицам (иным долевым собственникам) иных жилых помещений в рамках реализации мероприятий по их переселению не предоставлялось.

Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 февраля 2023 года.

33-1739/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МО г. Красноярск департамента градостроительства администрации г. Красноярска
Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска
Ответчики
Васильев Андрей Валерьевич
Другие
Прокурор Кировского района г. Красноярска
МКУ города Красноярска УКС
Бочкарева Ольга Викторовна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
ответчика Авраменко Лидия Владимировна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Килина Елена Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2023Передано в экспедицию
06.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее