Дело № 2-367/2021
УИД 47RS0013-01-2021-000600-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 23 » ноября 2021 года г. Подпорожье
Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Биричевской О.Н.,
с участием истца Соколовой Н.Б.,
представителя ответчика Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» Насоновой Я.Ю.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Соловьевой И.Е., Соловьева А.С.,
при помощнике судьи Крук М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Надежды Борисовны к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании незаконными действий, связанных с непринятием в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу:<адрес>,
установил:
Соколова Н.Б. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании незаконными действий, связанных с непринятием в собственность жилого дома, об обязании принять меры к принятию в муниципальную собственность жилого дома, указав, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Эта жилая площадь была предоставлена её семье ЗАО «Подпорожский». Жилой дом, в котором находится квартира, введён в эксплуатацию в 1981 году. С указанного времени ремонт дома не производился, конструкции дома активно разрушаются и проживание в доме не представляется возможным. После ввода в 1981 году данного дома в эксплуатацию дом принадлежал ЗАО «Подпорожский». В конце августа 2017 года ЗАО «Подпорожский» прекратил своё существование на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 23 августа 2017 года. В конце апреля 2021 года из разговора с сотрудниками Администрации Подпорожского района она узнала, что после ликвидации ЗАО «Подпорожский» дом, в котором находится квартира, не принят на баланс Администрации. Просит признать незаконными действия Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», связанные с непринятием в муниципальную собственность жилого дома по адресу: <адрес>, обязать принять меры к принятию в муниципальную собственность указанного жилого дома.
В ходе рассмотрения дела истец Соколова Н.Б. исковые требования уточнила и просила обязать Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В письменных возражениях на иск Глава Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» Кялин А.С. просит в удовлетворении исковых требований Соколовой Н.Б. отказать по тем основаниям, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 марта 2014 года в отношении ЗАО «Подпорожское» была введена процедура банкротства – наблюдение, временным управляющим утверждён ФИО1 Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2014 года в отношении ЗАО «Подпорожское» введена процедура банкротства – конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён ФИО1 В арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего ЗАО «Подпорожское» ФИО1 об обязании Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 марта 2014 по делу заявление конкурсного управляющего ЗАО «Подпорожское» ФИО1 удовлетворено, вышеуказанные жилые помещения переданы в муниципальную собственность. Конкурсное производство в отношении ЗАО «Подпорожское» завершено. В рамках конкурсного производства спорные жилые помещения не были переданы в муниципальную собственность. Соколова Н.Б. не представила суду бесспорных доказательств того, что является нанимателем жилых помещений. Единственным доказательством, подтверждающим законность вселения гражданина в помещение, является ордер. Документы, подтверждающие законность вселения, отсутствуют. Доказательств проживания, пользования вышеуказанным помещением истец не предоставил. Спорный жилой дом в реестрах муниципального имущества Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района не значится. Приём жилого дома в муниципальную собственность необходим истцу для признания данного жилого дома аварийным и непригодным для проживания. Однако, указанная позиция является ошибочной. Соответствующие документы и заявления в Администрацию поступали. Спорный дом находился на балансе в собственности ЗАО «Подпорожское», в муниципальную собственность не передавалось, к учёту как бесхозяйная недвижимая вещь не принималось, используется истцом для фактического проживания. Кроме того, ЗАО «Подпорожское» в Администрацию по вопросу передачи объекта жилого фонда не обращалось, техническая документация на дом отсутствует. Определение Арбитражным судом города Сан Петербурга и Ленинградской области об обязании Администрации принять спорный жилой дом в муниципальную собственность не выносилось, что предусмотрено п.5 ст.132 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Приём в муниципальную собственность заведомо аварийного жилого дома потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджета МО «Подпорожское городское поселение» на проведение обследования многоквартирного жилого специализированной организацией и подготовки соответствующего заключения. Кроме того, в случае признания спорного жилого дома аварийным, необходимо также выделение денежных средств из бюджета МО «Подпорожское городское поселение» для принятия мер по расселению аварийного жилого дома. У Администрации Подпорожского муниципального рай отсутствуют правовые основания по принятию указанного объекта жилого фонд муниципальную собственность (л.д.37-39, 73-76).
Протокольными определениями Подпорожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2021 года и от 10 сентября 2021 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Соколова Мария Владимировна, Соловьева Ирина Евгеньевна, Соловьев Алексей Сергеевич.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Соколова М.В., извещённая надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила, об отложении разбирательства дела не просила. Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Соколовой М.В.
В судебном заседании истец Соколова Н.Б. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении, дополнив, что спорный жилой дом является трёхквартирным. Она занимает в указанном жилом доме <адрес>. Жилое помещение находилось в собственности совхоза «Подпорожский», который был реорганизован в ЗАО «Подпорожское». Указанный жилой дом не передавался в муниципальную собственность.
Представитель ответчика Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» Насонова Я.Ю. исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях на иск, дополнив, что <адрес> в указанном доме находится в собственности граждан, поэтому принятие всего жилого дома в муниципальную собственность не представляется возможным.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Соловьева И.Е. исковые требования поддержала и пояснила, дом необходимо принять в муниципальную собственность. Она занимает <адрес>, а её сын – <адрес>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Соловьев А.С. исковые требования поддержал.
Выслушав истца, представителя ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из характеристики жилой площади, Соколова Н.Б. занимает жилое помещение в жилом доме по адресу: <адрес>, 1981 года постройки, принадлежащим ЗАО «Подпорожское» (л.д.7).
Истец Соколова Н.Б. с 16 марта 1990 года и её дочь Соколова М.В. с 4 августа 1990 года на основании ордера Подпорожского горисполкома от 18 октября 1989 года № зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации от 19 мая 2021 года (л.д.8, 209).
Сведения собственнике жилого дома по адресу: <адрес> и квартиры по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.47, 64-68).
Кроме того, сведения о собственнике указанных объектов недвижимости отсутствуют в ГУП «Леноблинвентаризация» (л.д.60-61).
Объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> отсутствуют и в реестрах муниципальной собственности МО «Подпорожское городское поселения Подпорожского муниципального района» и МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», реестре государственного имущества Ленинградской области, реестре федерального имущества, что подтверждается возражениями Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (л.д.37-39, 73-76), ответами Леноблкомимущество от 29 июля 2021 года (л.д.62-63), ответами МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 29 июля 2021 года (л.д.69, 71).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 23 августа 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ЗАО «Подпорожское» на основании определения суда арбитражного суда о завершении конкурсного производства (л.д.204-208).
Пунктом 2 Порядка передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 №235, определено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».
При этом суд учитывает, что жилые объекты относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона, поскольку на основании п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 (в котором указан жилищный фонд) к названному постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Из изложенного следует, что жилое помещение, занимаемое истцом и расположенное по адресу: <адрес>, в силу прямого указания закона является муниципальной собственностью МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
Таким образом, у Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» возникла обязанность принять в муниципальную собственность МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Соколовой Н.Б. в указанной части.
Согласно справке о регистрации, по адресу: <адрес> зарегистрирована по месту жительства Соловьева И.Е. с 21 декабря 2010 года на основании договора социального найма от 20 декабря 2010 года, заключённого с ЗАО «Подпорожское» (л.д.103, 116-118).
Из справки о регистрации следует, что по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрирован Соловьев А.С. с 28 сентября 1993 года (л.д.104).
Собственником квартиры по адресу: <адрес> на основании договора передачи квартиры (жилого помещения) в собственность от 11 января 1994 года является Соловьева И.Е. (л.д.105, 109-110).
Поскольку третьи лица Соловьева И.Е. и Соловьев А.С. не заявляли самостоятельных требований относительно предмета спора, а квартира по адресу: <адрес> находится в собственности третьих лиц, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой Н.Б. к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании принять в муниципальную собственность полностью спорный жилой дом.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела истец Соколова Н.Б. не указала какие действия ответчика она полагает незаконными, в данной части исковые требования не уточнила, оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой Н.Б. к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» о признании незаконными действий, связанных с непринятием в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования Соколовой Н.Б. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Соколовой Надежды Борисовны к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» принять в муниципальную собственность МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Соколовой Надежды Борисовны к Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий О.Н. Биричевская
Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2021 года.