Решение по делу № 2а-683/2021 от 05.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                            22 апреля 2021 г.

    Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,

с участием:

прокурора – помощника Тулунского межрайонного прокурора Ермаковой Л.В.,

представителя административного ответчика – Кудрявцевой К.Г., действующей на основании распоряжения от ...... ***

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-683/2021 по административному исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гуранского муниципального образования об обязании создать маневренный жилищный фонд,

установил:

Тулунский межрайонный прокурор (далее – также прокурор) обратился в суд с интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Гуранского муниципального образования об обязании создать маневренный жилищный фонд.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в силу ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда, а также определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения муниципального маневренного фонда (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу действующего законодательства создание маневренного жилищного фонда на территории Гуранского муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Согласно представленной информации от ...... *** на территории Гуранского сельского поселения жилые помещения маневренного фонда не созданы в связи с отсутствием наличия жилых помещений в собственности администрации Гуранского сельского поселения.

Просил: обязать администрацию Гуранского муниципального образования в течение .......... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории Гуранского муниципального образования маневренный жилищный фонд.

В судебном заседании прокурор Ермакова Л.В. требования административного иска поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что создание муниципального маневренного жилищного фонда является обязанностью органа местного самоуправления, исполнение которой направлено на предотвращение негативных последствий. Данная обязанность предусмотрена законом и не ставится в зависимость от нуждаемости граждан в жилых помещения специализированного фонда данного вида.

Представитель административного ответчика – врио главы Гуранского сельского поселения Кудрявцева К.Г. требования административного иска не признала. Суду пояснила, что жилые помещения муниципального жилищного фонда в Гуранском сельском поселении отсутствуют. Средств для приобретения жилых помещений в бюджете нет. Чрезвычайной ситуации в их сельском поселении не было, списка очередников у них нет, никто в очереди на предоставление жилых помещений не стоит, с заявлениями о предоставлении жилых помещений маневренного жилищного фонда не обращался. В состав Гуранского сельского поселения входят 5 населённых пунктов, в которых проживает 1 814 человек.

В представленных в суд возражениях на административный иск указала, что заявленные административным истцом требования о создании маневренного жилищного фонда являются необоснованными, поскольку в связи с отсутствием в муниципальной собственности Гуранского сельского поселения жилых помещений невозможно принять решение об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке.

Бюджет Гуранского сельского поселения высоко дотационный, и средства на строительство или приобретение муниципального жилья отсутствуют.

Формирование специализированного жилищного фонда при предполагаемых в будущем возникновении ситуаций либо факта (наличие чрезвычайных ситуаций; наличие граждан, на жильё которых обращено взыскание по неуплаченным кредитам; вследствие капитального ремонта и реконструкции жилья, а также при наличии лиц, претендующих на служебные помещения и т.п.) не предусмотрено законом, данный жилищный фонд формируется исходя из потребностей муниципального образования и относится к исключительной компетенции собственников жилья (муниципальных образований).

Понуждение к созданию маневренного фонда, когда не установлен сам факт нарушения жилищных прав граждан, в интересах которых обратился прокурор, не выявлена потребность населения в наличии такого фонда, не основано на законе.

Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для принудительного формирования маневренного жилищного фонда в Гуранском сельском поселении. Граждане, нуждающиеся в предоставлении муниципального жилья маневренного фонда, на учёте в администрации Гуранского сельского поселения не числятся, с заявлением о предоставлении муниципальных жилых помещений маневренного фонда не обращались.

Просила в удовлетворении требований административного иска отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В определении от 28 июня 2018 г. № 1656-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действует во взаимосвязи с частью 11 этой же статьи, возлагающей обязанность доказывания названного в оспариваемом пункте обстоятельства на лицо, обратившееся в суд. Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 725-О, от 18 июля 2017 г. № 1750-О, от 26 октября 2017 г. № 2485-О и от 24 апреля 2018 г. № 1089-О).

Из материалов дела следует, что в ходе проведённой Тулунской межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что на территории Гуранского муниципального образования отсутствует маневренный жилищный фонд.

Согласно письму администрации Гуранского сельского поселения от ...... *** создание маневренного жилищного фонда не представляется возможным по причине того, что в реестре муниципального имущества Гуранского муниципального образования отсутствуют жилые помещения, возможные для включения в маневренный жилищный фонд.

...... Тулунской межрайонной прокуратурой в адрес главы Гуранского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в части создания маневренного жилищного фонда.

В ответе на представление от ...... глава Гуранского сельского поселения указал, что в реестре муниципального имущества Гуранского муниципального образования Тулунского района Иркутской области на ...... жилых помещений не числится. Имеющиеся на территории Гуранского сельского поселения муниципальные жилые помещения являются собственностью Тулунского муниципального района, и все предоставлены по договорам социального найма на основании договора поручения. В связи с высокой дотационностью в бюджете Гуранского сельского поселения средства на строительство муниципального жилья отсутствуют. Виновных действий (бездействия) со стороны специалистов администрации Гуранского сельского поселения не усматривается. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности отсутствуют. В целях размещения жителей на случай чрезвычайной ситуации пунктом временного размещения людей определено здание **** (на 150 человек).

Из справки администрации Тулунского муниципального района от ...... *** следует, что бюджет Гуранского сельского поселения на ...... г. утверждён в сумме .......... рублей. Доля социально-значимых (заработная плата с начислениями на неё, социальные выплаты, коммунальные услуги) и целевых фондов (дорожный фонд, предоставление иных межбюджетных трансфертов) составляет ..........% от общего объёма расходов бюджета, доля средств на финансирование других не менее важных расходов – ..........%, что крайне недостаточно. Бюджет Гуранского сельского поселения из-за недостаточности доходных источников не имеет возможности предусмотреть бюджетные ассигнования на мероприятия по созданию маневренного жилищного фонда на территории Гуранского муниципального образования.

Из исследованного в судебном заседании Реестра муниципального имущества Гуранского муниципального образования усматривается, что в сельском поселении отсутствует муниципальный жилищный фонд, который орган местного самоуправления должен содержать.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Обращаясь в суд с требованиями о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей по созданию на территории Гуранского муниципального образования маневренного жилищного фонда, прокурор руководствовался положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Ссылаясь на ч. ч. 3 и 7 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 г. № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», прокурор указал, что за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложениях 3 и 7 к данному закону, закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона, а именно: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Кроме того, Тулунский межрайонный прокурор указал на ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающую органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище; ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляющую, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда, в качестве которых используются жилые помещения муниципального жилищного фонда; ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливающую, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Однако вышеприведенные нормы права носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения (в том числе на обязательность создания маневренного фонда, на невозможность обеспечения обозначенной категории лиц жилыми помещениями в ином порядке, иными средствами). Они не ограничивают самостоятельность органа местного самоуправления в выборе средств осуществления указанной обязанности.

Положения жилищного законодательства также не содержат прямых указаний, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность создания маневренного жилищного фонда, при этом расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и иного любого вопроса местного значения, закрепленного в ст. ст. 14 – 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недопустимо.

Указанная правовая позиция подтверждена и Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 г № 2-П, состоявшегося по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городской округ «Город Чита».

В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 13 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, Федерального «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Это в полной мере согласуется с положениями п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, предусматривающими, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключением жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

В силу ст. 72 (часть 1 пункт «к») Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.

Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 92, п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом органы государственной власти Российской Федерации определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 7 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации); органы государственной власти субъекта Российской Федерации - порядок их предоставления (п. 2 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

Анализ приведенных норм, а также материалы дела, не указывают на вывод о том, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в Гуранском муниципального образовании, в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты.

При этом Жилищным кодексом Российской Федерации допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации), жилое помещение по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ст. 91.15 Жилищного кодекса Российской Федерации), по договорам коммерческого найма (ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Норма пп. 6 п. 1 ст. 6 Устава Гуранского муниципального образования воспроизводит положения п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и также не содержит указания на обязанность администрации Гуранского сельского поселения создать жилые помещения муниципального маневренного фонда.

Оценив все представленные доказательства и материалы дела, а также позиции сторон, суд приходит к выводу о том, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав. При этом причинно-следственная связь между деянием административного ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует.

Более того, как из материалов дела, так и из пояснений представителя административного ответчика следует, что на момент рассмотрения дела в Гуранском сельском поселении отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления прокурором в суд не представлено, а факт отсутствия жилых помещений муниципального маневренного фонда сам по себе не нарушает прав граждан, поскольку в вышеприведенных нормативно-правовых актах, на которые ссылается в административном исковом заявлении прокурор, не содержится указание об обязанности органа местного самоуправления на создание маневренного жилищного фонда.

Прокурором также не обозначено в требованиях, в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда.

Указание в иске наименования ответчика – администрации Гуранского сельского поселения как администрация Гуранского муниципального образования не является следствием предъявления административного иска к ненадлежащему ответчику, поскольку в своих пояснениях от ...... *** орган местного самоуправления называет себя и как Гуранское сельское поселение и как Гуранское муниципальное образование. Кроме того, ответчиком предъявление административного иска к нему не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию сельского поселения к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении административного иска Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Гуранского муниципального образования об обязании создать маневренный жилищный фонд отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                          Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 26 апреля 2021 г.

2а-683/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Гуранского сельского поселения
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Дело оформлено
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее