ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7602/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 2-389/2024
в суде первой инстанции
УИД 26RS0003-01-2023-005741-27
22 августа 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.
судей Корниенко Г.Ф., Усмановой Г.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева Сергея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Афанасьева Сергея Владимировича на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 17 января 2024 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав представителей Афанасьева С.В. – Калюкарину Л.Н. и Калюкарина И.В., действующих на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Афанасьев С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю, в котором просил признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста на 1 год по достижению им 59-летнего возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю назначить страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 17 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Афанасьева С.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы установлены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Афанасьев С.В., 26.05.1964 г.р. в период с 21 августа 1986 года по 09 августа 1990 года проживал в пгт. Новые Белокоровичи Житомирской области, что подтверждено удостоверением серии № от 03 августа 1993г., выданным Афанасьеву С.В. Администрацией Ленинского района г.Ставрополя Ставропольского края (л.д. 17).
Согласно справке №967 от 20 сентября 1992 года, выданной исполнительным комитетом Новобелокоровичского поселкового Совета народных депутатов Олевского района Житомироской области Афанасьев С.В. проживал с семьей в поселке Новые Белокоровичи Олевского района Житомирской области с 21 августа 1986 года по 14 июня 1988 года (без регистрации), с 14 июня 1988 года по 08 июля 1990 года (с регистрацией). Данный населенный пункт относится к загрязненной зоне вследствие аварии на Чернобыльской АС, с 1-го апреля 1991 г. пос. Новые Белокоровичи относится к 3-й зоне - зоне гарантированного добровольного отселения (Постановление Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 г. № 106 г. пгт. Новые Белокоровичи отнесен к зоне проживания с правом на отселение).
Согласно справке, выданной в/ч 49485 02 июня 1992 г., Афанасьев С.В. действительно проживал по адресу: Новые Белокоровичи Олевского района, Житомирской области, ул.Фрунзе, д.13, кв.88 с 14 июня 1988 года по 08 июля 1990 года в составе семьи: жена – Афанасьева Л.П., 1968 года рождения, сын Афанасьев А.С., 1988 года рождения. Справкой в/ч № 65268 от 06 мая 1992 г. №80 подтверждено, что Афанасьев С.В. в период с 21 августа 1986 г. по 21 мая 1990 г. проходил военную службу в в/ч 03389 в Житомирской области Олевского района пгт.Новые Белокоровичи. Согласно справке военного комиссара города Ставрополь Ставропольского края от 03 ноября 2023 г. №451 Афанасьев С.В. проходил военную службу в МО РФ (СССР) в период с 05 августа 1981 года по 19 апреля 1995 года.
Афанасьев С.В. является получателем пенсии за выслугу лет с 20 ноября 2002 года пожизненно, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». При назначении пенсии за выслугу лет Афанасьеву С.В. зачтены периоды службы с 05 августа 1981 г. по 19 апреля 1995 г. и с 01 июня 1998 г. по 19 ноября 2002 г., что подтверждено справкой УФСИН по Ставропольскому краю от 29 августа 2023 г. №590.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 14 августа 2023 года следует, что до службы в армии в период с 08.08.1980г. по 08.09.1981г. Афанасьев С.В. работал сборщиком игрушек 1 разряда на заводе игрушек Искра; после службы в армии с 30.06.1998г. по 31.12.2001г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Минюста России; а также осуществлял трудовую деятельность в периоды: с 01.04.1998г. по 31.05.1998г.; с 02.12.2002г. по 18.12.2002г. в ООО «Ставлит»; с 01.01.2003г. по 24.01.2004г. в ЗАО ЧОП Каре; с 25.01.2004г. по 26.03.2004г. в администрации города Ставрополя; с 30.03.2004г. по 06.12.2006г. в ООО Т-Сервис; с 07.12.2006г. по 31.12.2007г. в ООО «Дельта»; с 19.11.2008г. по 23.01.2009г. у ИП Воронкин С.В.; с 01.01.2008г. по 30.10.2008г. в ООО «Дельта»; с 10.08.2009г. по 15.08.2013г. в ООО «Вимком-Юг»; с 14.04.2009г. по 07.08.2009г. в ООО «Автосервисная компания статус авто»; с 11.11.2009г. по 24.03.2010г. в ООО «Производственная фирма инфа»; с 18.03.2009г. по 09.04.2009г. в ООО «Крайбар»; с 16.08.2013г. по 30.06.2016г. в ООО «Стиннер»; с 01.07.2016г. по 06.04.2020г. в ООО «Кронар»; с 31.07.2020г. по 05.02.2021г. у ИП Нетиков В.В.; с 02.06.2020г. по 31.07.2020г. в некоммерческом партнерстве по содействию развитию частных охранных организаций, гильдии охранных организаций по Краснодарскому краю; с 14.04.2021г. по 30.09.2021г. в ООО «Охранное предприятие легат»; с 28.04.2021г. по 31.12.2022г. в ООО Охранная фирма «Максимус»; с 30.09.2022г. по 30.11.2022г. в ООО охранное предприятие «Паладин». Согласно предварительным результатам расчета стажа Афанасьева С.В. страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии со ст.8 Закона №400-ФЗ составил 20 лет 7 месяцев 25 дней.
14 августа 2023 г. Афанасьев С.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 18 августа 2023 года №688 Афанасьеву С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия правовых оснований, указано, что Афанасьев С.В. может реализовать право на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) не ранее достижения возраста 65 лет.
В данном решении пенсионный орган, сославшись на общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленные статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указал, что поскольку пенсия по старости, назначаемая в соответствии с законом №1244-1 с применением норм по расчету пенсий, установленных законом №400-ФЗ, страховой пенсией не является, военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона №1244-1, не может быть назначена.
Судом установлено, что к моменту рассмотрения обращения в пенсионный орган истцу исполнилось 59 лет, продолжительность страхового стажа составляет 37 лет 9 месяцев, величина ИПК 45.958.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пришел к выводу о том, что Афанасьев С.В., как получатель пенсии по выслуге лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», вправе претендовать на получение второй пенсии - страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» только при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента и достижения установленного законом возраста.
Отказывая Афанасьеву С.В. в удовлетворении исковых требований о признании права на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста на 1 год по достижению им 59-летнего возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности назначить страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), суд первой инстанции исходил из того, что нормами Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена страховая пенсия лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС со снижением общеустановленного пенсионного возраста, а поскольку истец не достиг пенсионного возраста, к моменту рассмотрения обращения в пенсионный орган ему исполнилось 59 лет, условия для назначения истцу страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (часть первая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», будучи элементом механизма реализации пенсионных прав соответствующей категории граждан, гарантирует военным пенсионерам, осуществляющим после увольнения с военной службы трудовую или иную аналогичную деятельность, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность при наличии установленных условий получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Из приведенных нормативных положений следует, что истец, являющейся получателем пенсии за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» вправе претендовать на назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», положения которого не исключают применения в отношении граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, льгот, установленных положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее также Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В разделе IV Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет (часть 2 статьи 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7). Пенсионное обеспечение указанной категорий граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Статья 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путем назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определенной степени носит компенсационный характер. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Исходя из приведенных норм права, истцу, который относится к гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по старости может быть назначена с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г. (60 лет) при наличии необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с разъяснениями от 19 апреля 2000 г. № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 33, пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О следует, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований Афанасьева С.В. о признании права на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением пенсионного возраста на 1 год по достижению им 59-летнего возраста в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и об обязании назначить страховую пенсию по старости, нормативные положения Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи с нормами Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не применил и спор по существу фактически не разрешил.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу Афанасьева С.В., допущенных судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, не применив подлежащие применению нормы специального нормативного правового акта - Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сделал не основанный на законе вывод о том, что в данном случае снижение возраста для назначения второй пенсии – страховой пенсии (без фиксированной выплаты) и как военному пенсионеру, получающему пенсию по выслуге лет в соответствии с нормами закона №4468-1 законодатель не предусмотрел, указав, что положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что льгота по снижению общеустановленного пенсионного возраста, предоставляемая законодателем в силу норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», применяется к нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400ФЗ «О страховых пенсиях», которым установлен общий пенсионный возраст для получения пенсии в связи с имеющимся страховым стажем, либо специальным стажем исходя из трудовой (страховой) деятельности, а не службы, которая предусмотрена Законом №4468-1, приведена без учета и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у истца страхового стажа (без учета периодов службы) более 20 лет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 17 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 марта 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Усманова Г.Ф