дело № 2а-3448/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 декабря 2021 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Андреева И.С., при секретаре Гордиевских Е.М.,
с участием представителя административного истца Перельмана С.В.,
представителя административного ответчика Администрации г. Челябинска, заинтересованного лица Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска Гнездилова И.В.,
прокурора г. Челябинска Халисовой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Индивидуального предпринимателя Седовой Дарьи Дмитриевны к Администрации г. Челябинска об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Представитель административного истца ИП Седовой Д.Д. адвокат Перельман С.В., действующий на основании доверенности обратился в суд с административным иском к Администрации г. Челябинска, с учетом уточнения, о признании недействительным постановление Администрации г. Челябинска № об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) микрорайона № в границах: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. и утвержденную им документацию по планировке территории в связи с его несоответствием Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, и «Положению об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска» в части распространения его действий на земельные участки с кадастровыми номерами №
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением Администрации г. Челябинска № утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) микрорайона № в границах: <адрес>. С данным постановлением административный истец не согласен, считает, что данное постановление противоречит Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и «Положению об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска», утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.08.2013 г. № 44 и нарушает его права, свободы и законные интересы. Указанной ДПТ установлен публичный сервитут на земельный участок, находящийся в пользовании административного истца, а также изменен вид разрешенного использования земельного участка, а именно размещение элементов благоустройства. Считает, что проведение публичных слушаний в заочной форме в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в период действия ограничений, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции противоречат требованиям Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, не принято во внимание фактически сложившаяся застройка территории.
В судебном заседании административный истец ИП Седова Д.Д. при надлежащем извещении, участия не принимала.
Представитель административного истца Перельман С.В. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Челябинска, заинтересованного лица Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска Гнездилова И.В. возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор Халисова В.Б. не установив обстоятельств нарушения прав административного истца, полагала процедуру публичных слушаний соответствующей требованиям закона, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не усматривает.
Заинтересованные лица ООО «ЮК-Студия», ООО «Блик», Седов В.А., при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд, заслушав участников судопроизводства, исследовав и проанализировав имеющиеся доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый муниципальный правовой акт (постановление Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. №) имеет нормативно-правовой характер, поскольку издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (утверждение документации по планировке территории), подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 7 статьи 213 названного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ г. Администрацией г. Челябинска издано распоряжение № № «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) микрорайона № в границах улиц: <адрес>.
Указанное распоряжение официально опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно подпункту 1 пункта 1 решения Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска» официальным источником опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска является газета «Вечерний Челябинск».
По постановлению Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. № назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (далее по тексту – ДПТ) (проект планировки территории с проектом межевания территории) микрорайона № № в границах улиц: <адрес>.
Указанное постановление также официально опубликовано в печатном издании «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ г.
В силу п.п. 7-9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Проведение публичных слушаний было назначено на ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, место проведения: Дом архитектора по адресу: город <адрес>
Согласно постановлению Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. № открытие экспозиции проекта состоялось ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в Доме архитектора по адресу: <адрес>, с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до проведения собрания участников публичных слушаний. Также до проведения собрания участников публичных слушаний осуществлялось консультирование посетителей экспозиции проекта по вторникам и четвергам с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по адресу: <адрес>
Повторное собрание участников публичных слушаний по рассмотрению ДПТ, доработанной по замечаниям публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ г. в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в Доме архитектора по адресу: <адрес>. Консультирование посетителей экспозиции осуществлял разработчик проекта ООО «ЮК-Студия» по адресу: <адрес>
По решению Всемирной организации здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, ДД.ММ.ГГГГ года ситуация признана пандемией.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, по введению (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обязаны принять меры по введению режима повышенной готовности.
ДД.ММ.ГГГГ года Правительством Челябинской области вынесено распоряжение № «О введении режима повышенной готовности».
В связи с возникшей угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и вынесенным распоряжением Правительства Челябинской области № 146-рп «О введении режима повышенной готовности», решением Челябинской городской Думы от 15.04.2020 г. № 8/4 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.08.2013 г. № 44/17 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска» положение дополнено нормами о праве при введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или в иных случаях, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, собрания участников публичных слушаний проводятся с использованием программно-аппаратных комплексов, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с видеотрансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет».
В связи с чем, было принято решение об изменении формы проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ г., которое было проведено в заочной форме путем почтового отправления и направления на электронную почту предложений и замечаний в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (извещение о проведении публичных слушаний в заочной форме опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 01.04.2020 г.).
Все замечания и предложения принимались организатором публичных слушаний до ДД.ММ.ГГГГ г. По итогам публичных слушаний подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске признала публичные слушания состоявшимися, было рекомендовано к утверждению ДПТ (проект планировки территории с проектом межевания территории) микрорайона № в границах улиц: <адрес>. Указанное заключение было опубликовано в печатном издании «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, глава органа местного самоуправления с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» Главой города Челябинска принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории микрорайона № в границах улиц: <адрес>». Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ г., как и графика ДПТ. Таким образом, органом местного самоуправления соблюдены все требования к установленному законом порядку по рассмотрению и утверждению ДПТ. В информационных сообщениях указывались краткие сведения по обсуждаемому вопросу, информация по предмету публичных слушаний, о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, о дате, времени и месте предварительного ознакомления с материалами публичных слушаний, о месте и сроке представления предложений и рекомендаций по предмету публичных слушаний, органе, принимающем предложения и рекомендации по проекту планировки и межевания. Все поступившие мнения, предложения и рекомендации от участников по вопросу публичных слушаний учтены и занесены в протокол публичных слушаний.Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке. В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).Вопреки доводам административного истца, суд отмечает следующее.Статьей 5.1 ГрК РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи). Размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций проекта правил землепользования и застройки, проведение экспозиции или экспозиций являются этапами процедуры проведения публичных слушаний (часть 5 статьи 5.1 ГрК РФ). В соответствии с частью 9 статьи 5.1 ГрК РФ в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 5 указанной статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Из материалов дела следует, что собрание участников публичных слушаний по вышеуказанному проекту проведены в заочном режиме ДД.ММ.ГГГГ г. Проект вносимых изменений обнародован на официальном сайте органа местного самоуправления в системе «Интернет». Публичные слушания в заочной форме проводились в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. При этом любой желающий мог ознакомиться с представленным проектом, внести корректировки и замечания. Согласно протоколу проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ г. данные слушания признаны состоявшимися. Комиссией подготовлено положительное заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, обсуждаемые проекты рекомендованы к утверждению и заключение обнародовано на официальном сайте администрации города, а также опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» № от ДД.ММ.ГГГГ г., что обеспечило возможность ознакомления граждан с таким заключением.
Таким образом, порядок проведения общественных слушаний и опубликования их результатов соответствует нормам градостроительного законодательства.
При этом опубликование оповещения о начале публичных слушаний, размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях было осуществлено с соблюдением сроков, установленных законом, а объем и полнота таких данных были достаточны для информирования участников публичных слушаний, доказательств обратного, в том числе и свидетельствующих о нарушении прав административного истца не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Устава города Челябинска итоговый документ, принимаемый по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, подлежит официальному опубликованию, включая мотивированное обоснование принятых решений, и рассмотрению в органе местного самоуправления, принимавшем решение о назначении публичных слушаний.
Довод административного истца о нарушении порядка проведения публичного слушания в судебном заседании подтверждения не нашел, градостроительным законом не предусмотрена обязательная форма проведения публичных слушаний (очно или заочно), при этом ограничивает время их проведения. Решение вопроса о проведении собрания участников публичных слушаний по поставленным вопросам в заочной форме, обусловлено сложившейся ситуацией в Челябинской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, введением в Челябинской области режима повышенной готовности, предусматривающим ограничение публичных и массовых собраний, требованием Градостроительного кодекса РФ не противоречит. Суд обращает внимание, что ограничений по ознакомлению с поставленными вопросами, а также в принесении замечаний и возражений участниками публичных слушаний в заочной форме в судебном заседании не установлено.
Суд обращает внимание на то, что, утвержденной ДПТ преобразование земельных участков, находящихся в пользовании административного истца не предусмотрено. Земельные участки оставлены в границах существующего кадастрового учета.
Земельный участок с кадастровым номером № представляет собой продолжение участка аллеи, планируемой к размещению проектом планировки ДПТ, на рассматриваемой территории целесообразно размещение только элементов благоустройства, в связи с чем предложен сервитут для прохода и проезда через земельный участок, который является проектным решением.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах красных линий Краснопольского проспекта, которые обозначают границы территории общего пользования.
Проект планировки и проект межевания территории, утвержденный оспариваемым постановлением Администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ г. предполагает развитие микрорайона, строительство новых многоквартирных домов с объектами социальной инфраструктуры, его утверждение обеспечивает разумный и справедливый баланс публичных интересов и интересов граждан.
Данный проект планировки и проект межевания территории не предопределяет судьбу земельных участков, находящихся в пользовании административного истца, оспариваемое постановление не препятствует административному истцу пользоваться земельными участками.
Таким образом, суд, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и основываясь на анализе законодательства, регулирующего спорные правоотношения, прихожу к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оно не нарушает прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░