УИД 37RS0020-01-2022-001018-06
Дело № 2-893/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тейково 12 августа 2022 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при помощнике судьи Глушко М.А.,
с участием истца Евсюковой Е.В., представителя ответчика – МИФНС России № 2 по Ивановской области Чепыжовой И.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Евсюковой Е.В. к МИФНС России № 2 по Ивановской области о взыскании недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск,
У С Т А Н О В И Л:
Евсюкова Е.В. обратилась в Тейковский районный суд Ивановской области с вышеназванным исковым требованием к ответчику, в обоснование указав, что с 15 июня 2009 года Евсюкова Е.В. занимала должность заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по Ивановской области.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволена из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ивановской области с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Инспекцией при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021,2022 годах, а также компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены суммы премии в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Так сумма недоплаты составила <данные изъяты>. Проценты за нарушение выплат составили <данные изъяты>.
В рамках досудебного урегулирования 16 июня 2022 года Евсюкова Е.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России №2 по Ивановской области с заявлением о перерасчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2021, 2022 года, а также компенсации за неиспользованный отпуск, сославшись на разъяснения Министерства Финансов РФ в письме от 15.07.2014г. №, доведенные ФНС до подведомственных налоговых инспекций письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Межрайонная ИФНС России №2 по Ивановской области проинформировала истца, что вышеуказанные суммы перерасчету не подлежат, а денежное содержание исчислено согласно правилам утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 г. №562.
Поскольку премии в виде материального стимулирования и единовременного поощрения истцу выплачивались регулярно, за результаты труда, она считает, что они должны входить в расчет денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск как иные дополнительные выплаты.
Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который истец оценивает в <данные изъяты>.
На основании изложенного просит суд взыскать с ответчика в свою пользу: недоплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021, 2022 г.г., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>; проценты за нарушение выплат <данные изъяты>; моральный вред <данные изъяты>.
В судебном заседании Евсюкова Е.В. заявленный иск поддержала в полном объеме по основаниям в нем изложенным, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МИФНС России № 2 по Ивановской области Чепыжова И.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. В удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда просила также отказать.
Представитель третьего лица УФНС по Ивановской области в судебное заседание не прибыл. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен соответствующим образом. В деле имеется письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № с Евсюковой Е.В. прекращен трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2015 г. и 23 апреля 2016 г. принимались постановления соответственно N 302-12 и N 347-7, которыми также предусматривались в 2015 г. и в 2016 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
На Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Евсюковой Е.В. суд учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.
Приказами руководителя Федеральной налоговой службы утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за четыре квартала 2021 года.
На основании вышеперечисленных приказов ФНС России в соответствии с приказами представителя нанимателя в периоды работы Евсюковой Е.В. производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.
Принимая во внимание изложенное ранее, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы о взыскании недоплаченного денежного содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021, 2022 годах в размере <данные изъяты>.
Математический расчет указанных сумм представителем ответчика не оспаривается.
Статьей 395 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
Таким образом, обязанность исчислять налог на доходы физических лиц из причитающихся работнику сумм при разрешении трудовых споров суд не несет.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
Учитывая изложенное, организация, производящая выплаты работникам в виде заработной платы, компенсаций за неиспользованный отпуск по решению суда, признается налоговым агентом, на котором в соответствии с п. 4 ст. 226 лежит обязанность удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Оценивая требования Евсюковой Е.В. о компенсации морального вреда и взыскании процентов за нарушение сроков выплаты недополученной суммы оплаты ежегодного отпуска, суд приходит к следующему.
В силу ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
В силу части 4 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.
Факты нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу денежного содержания на период нахождения в отпусках в сумме <данные изъяты>, установлены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 272-ФЗ, (действующей с 03 октября 2016 года), при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцом заявлены требования о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты недополученной суммы оплаты ежегодного отпуска за 2021, 2022 года период с 21.08.2021 по 04.07.2022.
В силу вышеуказанной нормы закона требования Евсюковой Е.В. подлежат удовлетворению в части взыскания процентов за несвоевременную выплату денежного содержания на период нахождения в отпуске в 2021, 2022 годах. Истцом произведен расчет процентов за этот период на сумму <данные изъяты>, который представителем ответчика не оспорен.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом процентов в указанной части, поскольку он произведен в соответствии с действующим законодательством и математически верен.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г.№ 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14-й части 1-й) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Таким образом, в случае нарушения работодателем предусмотренных действующим трудовым законодательством прав работника, в том числе права на получение вознаграждения за труд, иных выплат, причитающихся за выполненную работу, причинение работнику морального вреда предполагается, и доказыванию подлежит лишь размер его денежной компенсации.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, требования разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт выплаты истцу компенсаций не в полном размере, то требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда правомерно.
Принимая во внимание характер допущенного ответчиком нарушения, степень вины ответчика и степень нравственных страданий самого истца, требований разумности и справедливости суд приходит к убеждению, что причиненный истцу неправомерными действиями ответчика, как работодателем, моральный вред подлежит возмещению в размере <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Таким образом, на МИФНС России №2 по Ивановской области как на государственный орган в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям части 1 статьи 103 Гражданского процессуального РФ не может быть взыскана с Инспекции.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Евсюковой Е.В. – удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ивановской области в пользу Евсюковой Е.В.:
- недоплаченное денежное содержание на период нахождения в отпуске за 2021, 2022 года в размере <данные изъяты>;
- проценты за нарушение сроков выплаты недополученной суммы оплаты ежегодного отпуска в размере <данные изъяты>.
- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым Кодексом РФ налогов и сборов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Алешина
В окончательной форме решение суда изготовлено 19 августа 2022 года.