Дело №2-502/2022
24RS0003-01-2022-000868-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Балахта 02 ноября 2022 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием истца Осипова П.В.,
представителя соответчика МО МВД России «Балахтинский» Зыкова А.А., действующего на основании доверенности № от 18.01.2022г.
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осипова ФИО7 к ГУ МВД России по Красноярскому краю, МО МВД России «Балахтинский» о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, перерасчета выслуги лет, cуд
УСТАНОВИЛ:
Осипов П.В. обратился с исковым заявлением к ГУ МВД России по Красноярскому краю о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, перерасчета выслуги лет, ссылаясь на то, что с 17.07.2008 года он проходит службу в системе МВД. В настоящее время занимает должность дознавателя отдела дознания МО МВД России Балахтинский». 13.05.2022 года истец обратился в отдел кадров МО МВД России «Балахтинский» о расчете выслуги лет для назначении пенсии. 20.07.2022 года Врио начальника отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Красноярскому краю был дан ответ, согласно которому по состоянию на 01.07.2022 года выслуга составляет 17 лет 03 месяца 26 дней в календарном исчислении, 18 лет 04 месяца 26 дней - в льготном. Периоды с 19.11.2009 по 01.06.2011, с 01.08.2011 по 01.07.2013 следует принять в календарном исчислении в связи с отсутствием должностей, замещаемых сотрудником в указанные периоды, в перечне должностей, утвержденных приказом МВД РФ от 22.06.2009 № 472, по которым предусмотрено льготное исчисление выслуги лет. Истец считает, что вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в стаж службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы ввиду следующего. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В силу ст. 18 этого же закона, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ.
Согласно п.п. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах
принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД Российской Федерации от 22.06.2009 № 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. В пункте 1 Перечня указаны полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования. В числе должностей указаны, в том числе инспектор дорожно-патрульной службы, инспектор (дорожно-патрульной службы).
С 19.11.2009 года по 01.06.2011 года истец проходил службу в полке дорожно- патрульной службы ГИБДД УВД по <адрес> в должности инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на ДТП /приказ № л/с от 19.11.2009 года/; с 01.08.2011 года по 01.07.2013 года проходил службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на ДТП дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» /приказ №с от 08.08.2011/. Фактически проходил службу в 1-ой роте 1 батальона полка ДПС ГИБДД МУ МВД России «Красноярское».
Согласно служебной характеристике /в спорный период времени/ за 2012 год истцом составлено 68 административных материалов за нарушение правил дорожного движения, оформлено 1476 ДТП; за 2013 год составил 28 административных материалов, оформлено 146 ДТП. Принимал участие в обеспечении безопасности дорожного движения при проведении культурно-массовых мероприятий в <адрес>. Неся службу на линии в спорные периоды, он руководствовался перечнем административных процедур, предусмотренных Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 02.03.2009 № 185. Исполнял следующие административные процедуры: как контроль за дорожным движение; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Таким образом, в спорный период времени работа истца постоянно была связана с выполнением им функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, то есть фактически он нес службу как инспектор дорожно-патрульной службы. На 01.07.2022 года выслуга лет оставила 20 лет 2 месяца 9 дней. Включение спорных периодов в стаж в календарном исчислении лишает истца возможности реализовать свои права на получение пенсионного обеспечения. Истец считает, что ответчиком при исчислении специального стажа, необходимого для назначении пенсии, нарушены его права, которые подлежат восстановлению путем зачета в специальный стаж спорного периода в льготном исчислении и пересчета выслуги лет с учетом включения спорного периода из расчета один месяц за полтора месяца. Статья 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В связи, с чем истец просит возложить обязанность на Главное Управление МВД России по Красноярскому краю включить в выслугу лет Осипова ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды службы с 19.11.2009 по 01.06.2011, с 01.08.2011 по 01.07.2013 в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца; произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет с учетом включения периодов службы с 19.11.2009 по 01.06.2011, с 01.08.2011 по 01.07.2013 из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Определением Балахтинского районного суда от 05.10.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО МВД России «Балахтинский» (л.д. 66-67).
В судебном заседании истец Осипов П.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении, дополнительно показал, что 13.05.2022г. ему вручили уведомление о расторжении с нам 01.01.2023 г. контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ, в случае если он до указанной даты не предоставит соответствующие документы, подтверждающие прекращение гражданство иностранного государства Украины. Данные требования в настоящее время он выполнить не может, так как для этого ему необходимо выехать на Украину, там обратиться с заявлением о прекращении гражданства Украины, но в связи с СВО он сделать этого не может и будет увольняться. Поэтому он обратился в МО МВД России «Балахтинский» о расчете выслуги лет для назначения пенсии и не согласен с её расчётом. Функциональные обязанности инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на ДТП и инспектора дорожно-патрульной службы фактически одинаковые, только на инспектора возлагают дополнительную обязанность по выезду на ДТП, в том числе с пострадавшими и погибшими для его оформления ДТП, где требуется больший опыт работы.
Представитель соответчика – МО МВД России «Балахтинский» Зыков А.А. в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям указанным в письменных возражениях, из которых следует, что в соответствии со ст.51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 Закона РФ, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст. 52 Закона РФ заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления, либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Согласно ст. 54 Закона РФ днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. Осипов ФИО9 является действующим сотрудником МО МВД России «Балахтинский», рапорт на увольнение Осипова П.В. не подавал. Осипов П.В. обратился в кадровое подразделение МО МВД России «Балахтинский» с устной просьбой произвести ему расчет выслуги лет, по причине того, что Осипов П.В. может быть уволен со службы в январе 2023 года, если не будет прекращено его гражданство Украины. Осипов П.В. утверждал, что если он имеет право на пенсию по выслуге лет, он напишет рапорт на увольнение со службы по инициативе сотрудника, чтобы не дожидаться увольнения со службы по инициативе работодателя. ОРЛС МО МВД России «Балахтинский» произвел расчет выслуги лет Осипову П.В., однако данный расчет подлежал обязательному согласованию с отделом пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Красноярскому краю, куда и был отправлен для согласования. ОПО ГУ МВД России по Красноярскому краю данный расчет не согласовал, и сообщил, что выслуга лет Осипова П.В. в льготном исчислении составляет 18 лет 04 месяца 26 дней, т.е. Осипов П.В. на момент расчета стажа службы не имеет права на пенсию по выслуге лет. Таким образом, нарушения прав Осипова П.В. со стороны МО МВД России «Балахтинский» не было. Между тем внутренняя переписка между МО МВД России «Балахтинский» и ГУ МВД России по Красноярскому краю не может свидетельствовать о нарушении прав Осипова П.В. по той причине, что о своих правах в установленном порядке он не заявлял (отсутствовало волеизъявление об увольнение со службы в органах внутренних дел (рапорт Осиповым П.В. подан не был), заявление о назначении пенсии в пенсионный орган не подавалось). В отношении Осипова П.В. решение об отказе в назначении пенсии в установленном порядке не принималось, ответ был дан МО МВД России «Балахтинский», а не Осипову П.В., следовательно, его права не нарушены, в то время как восстановлению подлежит только нарушенное право. Вместе с тем, в статье 18 Закона РФ определены периоды службы, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии, а также указано, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ. Согласно абз. 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий в льготном исчислении засчитываются периоды службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении строевых подразделений ГИБДД» утверждены Типовые штатные расписания строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Так, в типовом штатном расписании полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдельно предусмотрены должности «инспектор ДПС (для выезда на ДТП)» и «инспектор ДПС». То есть, должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) была предусмотрена типовым штатным расписанием. Однако, внося должности в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном приказом МВД России от 22 июня 2009 г. № 472 (далее- Перечень), законодатель предусмотрел возможность льготного исчисления выслуги лет для ограниченного круга сотрудников, указав конкретные должности, для которых предусмотрено льготное исчисление стажа службы. На сегодняшний день должности, занимаемые Истцом в периоды с 19.11.2009 по 01.06.2011 (инспектор ДПС (для выезда на ДТП) полка ДПС), с 01.08.2011 г. по 01.07.2013г. (инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части батальона полка ДПС) отсутствуют в Перечне подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел. Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном приказом МВД России от 22 июня 2009 г. № 472. Таким образом, должности, занимаемые Осиповым П.В. в спорные периоды, предусмотренные типовым штатным расписанием, в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, не включены. Следовательно, оснований для зачета спорных периодов в льготном исчислении не имеется. Кроме того, как такового нарушения прав Осипова П.В. со стороны МО МВД России «Балахтинский» не было (л.д.92-93).
Представитель ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика ФИО5 действующая на основании доверенности от 23.12.2020 г. № № с заявленными требованиями не согласилась, представив письменные возражения по заявленным требованиям из которых установлено, что в соответствии со ст.51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 Закона РФ, с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со ст. 52 Закона РФ заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Согласно ст. 54 Закона РФ днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В соответствии с п.5 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7, документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы. Согласно п.6 Инструкции кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись. Исходя из толкования данной нормы можно сделать вывод о том, что сама процедура определения и согласования выслуги лет может быть произведена лишь в отношении увольняемого со службы сотрудника органов внутренних дел. Осипов ФИО10 является действующим сотрудником МО МВД России «Балахтинский», на сегодняшний день ГУ МВД России по Красноярскому краю не располагает сведениями о поданном рапорте на увольнение Осипова П.В. Внутренняя переписка между МО МВД России «Балахтинский» и ГУ МВД России по Красноярскому краю не может свидетельствовать о нарушении прав Истца по той причине, что о своих правах в установленном порядке он не заявлял (отсутствовало волеизъявление об увольнение со службы в органах внутренних дел, заявление о назначении пенсии в пенсионный орган не подавалось). В отношении Осипова П.В. решение об отказе в назначении пенсии в установленном порядке не принималось, ответ сотруднику не давался, следовательно, его права не нарушены, в то время как восстановлению подлежит только нарушенное право. Вынесение судом решения «наперед, на будущее» невозможно также и по той причине, что на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел и обращения его в установленном порядке за назначением пенсии в пенсионный орган, учитывая динамично изменяющееся законодательство Российской Федерации, нормы, регулирующее спорные правоотношения, может измениться. Помимо это, требование «обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю включить в выслугу лет... периоды службы...» является некорректным в силу того, что расчет выслуги лет производится кадровым подразделением, впоследствии согласовывается с пенсионным органом. Следовательно, учитывая формулировку исковых требований Осипова П.В., надлежащим ответчиком является МО МВД России «Балахтинский», как орган, в чью компетенцию входит определение периодом, подлежащих включению в выслугу лет. Вместе с тем, в статье 18 Закона РФ определены периоды службы, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии, а также указано, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ. Согласно абз. 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий в льготном исчислении засчитываются периоды службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. На сегодняшний день должности, занимаемые Истцом в периоды с 19.11.2009 по 01.06.2011 (инспектор ДПС (для выезда на ДТП) полка ДПС), с 01.08.2011 по 01.07.2013 (инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части батальона полка ДПС) отсутствуют в Перечне подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном приказом МВД России от 22 июня 2009 г. № 472.
Из дополнительных возражений от представителя ответчика ФИО5 следует, что приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении строевых подразделений ГИБДД» утверждены Типовые штатные расписания строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Так, в типовом штатном расписании полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдельно предусмотрены должности «инспектор ДПС (для выезда на ДТП)» и «инспектор ДПС». То есть, должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) была предусмотрена типовым штатным расписанием. Однако, внося должности в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном приказом МВД России от 22 июня 2009 г. № 472 (далее- Перечень), законодатель предусмотрел возможность льготного исчисления выслуги лет для ограниченного круга сотрудников. Должность, занимаемая Осиповым П.В., предусмотренная типовым штатным расписанием, в Перечень, не включена. Следовательно, оснований для зачета спорных периодов в льготном исчислении не имеется (л.д.58-59, 88-90).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защитить свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
Условия, нормы и порядок, определяющие право на пенсию по выслуге лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона от 12.02.1993 N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 « О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД Российской Федерации от 22.06.2009 № 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. В пункте 1 Перечня указаны полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования. В числе должностей указаны, в том числе инспектор дорожно-патрульной службы, инспектор (дорожно-патрульной службы).
Как установлено в судебном заседании, Осипов П.В. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 17.07.2008 г. и по настоящее время. В период с 19.11.2009г. по 01.06.2011 г. замещал должность инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городу Красноярску. Основание: приказ полка ДПС ГИБДД УВД по г. Красноярску от 19.11.2009г. № л/с. В период с 01.06.2011г. по 01.08.2011 г. Осипов П.В. был зачислен в распоряжение территориального ОВД края (по месту прохождения службы). Основание: приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 01.06.2011 № л/с. В период с 01.08.2011г. по 01.07.2013 г. Осипов П.В. замещал должность инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управления МВД России «Красноярское». Основание: приказ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 08.08.2011 № л/с, что подтверждается справкой МО МВД России «Балахтинский» от 18.08.2022 года, выданной Осипову П.В. (л.д.12).
Согласно ксерокопии паспорта № № Осипов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес>, с 27.07.2013 г. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.10).
По информации Врио начальника пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Красноярскому краю следует, что отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю рассмотрены материалы, поступившие для согласования расчета выслуги лет капитана полиции Осипова П.В. - дознавателя отдела дознания МО МВД России «Балахтинский». С расчетом выслуги лет для назначения пенсии согласно поступивших материалов не согласна. По состоянию на 01.07.2022г. выслуга составляет 17 лет 03 месяца 26 дней в календарном исчислении, 18 лет 04 месяца 26 дней - в льготном. Периоды с 19.11.2009г. по 01.06.2011г., с 01.08.2011г. по 01.07.2013г. следует принять в календарном исчислении в связи с отсутствием должностей, замещаемых сотрудником в указанные периоды, в перечне должностей, утвержденных приказом МВД РФ от 22.06.2009г. № 472, по которым предусмотрено льготное исчисление выслуги лет (л.д.11).
03.02.2009 г. утверждена командиром полка ДПС ГИБД УВД по г. Красноярску майором милиции ФИО12 должностная инструкция инспектора дорожно - патрульной службы полка ДПС ГИБДД УВД по г. Красноярску, с которой Осипов П.В. ознакомился 05.02.2009 г. (л.д.13-19).
Согласно аттестационного листа от 18.22.2012 года (протокол № от 18.12.2012 г.) Осипов П.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения соответствует занимаемой должности в органах внутренних дел в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части батальона полка ДПС ГИБДД и допущен к выполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической сила, специальных средств и огнестрельного оружия. За истекший период 2012 г. результат работы Осипова П.В. - составил: 68 административных материала за нарушения правил дорожного движения: оформлено 1476 дорожно- транспортных происшествий, количество материалов возвращенных на доработку составили- 10 шт. (л.д. 28-29, 30-31).
По результатам аттестации (протокол № от 11.12.2012г.) лейтенанту полиции Осипову П.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения замещающему должность инспектора дорожно- патрульной службы ( для выезда на ДТП) дежуркой части батальона полка ДПС ГИБДД в органах внутренних дел РФ- МУ МВД России «Красноярское», рекомендовано аттестацию перенести на срок, не превышающий 1 года, для устранения недостатков, срок устранения до 25.12.2012г.(л.д.32-35).
По результатам аттестации ( протокол № от 19.02.2013г.) лейтенант полиции Осипов П.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения соответствует замещаемой должности инспектора (дорожно- патрульной службы) для выезда на ДТП полка ДПС ГИБДД в МУ МВД России «Красноярское». За истекший период 2013г. Осиповым П.В. была проведена следующая работа: составил 28 административных материала за нарушения правил дорожного движения: оформлено 146 дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается служебной характеристикой (л.д.36-39).
Лейтенант милиции Осипов ФИО13 назначен на должность инспектора дорожно- патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части батальона полка ДПС ГИБДД Муниципального управления МВД России «Красноярское» штатной расстановкой утвержденной приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю № л/с от 08.08.2011г., по контракту сроком 3 года, что подтверждается выпиской из приказа № от 08.08.2011г. по личному составу (обр. ст. л.д. 50,62, 83).
12.05.2022 г. Осипов П.В. ознакомлен с уведомлением о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ, в связи с тем, что он является гражданином Украины, и если им до 31.12.2022 г. не будут предоставлены документы, подтверждающие прекращение гражданства иностранного государства, то он подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел РФ на основании п.4 ч.3 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ (л.д.57).
Согласно выписки из приказа № л/с от 19.11.2009г. ГУВД по Красноярскому краю управления внутренних дел по г. Красноярску полк дорожно-патрульной службы государственной безопасности дорожного движения по личному составу младший лейтенант Осипов П.В.(№) назначен на должность инспектора ДПС (для выезда на ДТП) ( за счет средств краевого бюджета) полка дорожно- патрульной службы ГИБДДД УВД по г. Красноярску, по контракту сроком на 3 года, с тарифным разрядом 17 освободив от должности инспектора ДПС того же полка, сохранив ранее установленные доплаты и надбавки ( обр.ст. л.д.62).
01.06.2011 г. по личному составу лейтенант милиции Осипов П.В.- инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка ДПС ГИБДД УВД по г. Красноярска. Освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжении Межмуниципального управления МВД России «Красноярское». (л.д.86).
09.09.2011г. командиром полка ДПС ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» подполковником полиции ФИО14 утверждена должностная инструкция инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка ДПС ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское», согласно Должностных (служебных) обязанностей следует, что сотрудник должен: знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации и законодательства об ответственности за их нарушения; Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения; Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры
административного воздействия; Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить; При получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления, кем и против кого
оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение
для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному
или непосредственному начальнику; Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и
несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их
здоровья и жизни; Осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях; Регулировать дорожное движение, в том числе с
использованием жестов; Контролировать наличие у водителей документов,
предусмотренных Правилами дорожного движения Российской
Федерации; По указанию старшего инспектора-дежурного (инспектора-
дежурного) полка или прямого начальника выезжать на места дорожно-
транспортных происшествий в составе следственно-оперативной группы
или самостоятельно; О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии,
включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута
патрулирования, докладывать в дежурную часть строевого подразделения
(органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с
полученными указаниями; Оформлять материалы о нарушениях Правил дорожного
движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог,
дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом
только материальный ущерб, по указанию дежурного, а также
самостоятельно в соответствии с установленным в органах внутренних дел
порядком производства по делам об административных правонарушениях
и иных норм, действующих в области дорожного движения. По прибытии на место происшествия, в котором пострадали люди, инспектор до приезда следственно-оперативной группы обязан: Определить число пострадавших; сравнительно оценить степень тяжести их состояния; вызывать скорую медицинскую помощь; до ее прибытия или в случае невозможности вызова лично оказать первую медицинскую помощь и, при необходимости, организовать доставку в медицинское учреждения; выяснить фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших; Установить водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников
происшествия. При оформлении материалов по ДТП с материальным
ущербом: осмотреть место происшествия, зафиксировать следы и
предметы, относящиеся к данному событию, в присутствии двух понятых
и участников ДТП, произвести необходимые замеры и привязки, а также
осмотр транспортных средств, причастных к происшествию, составить
схему места происшествия, отобрать объяснения от участников и очевидцев
происшествия. Составить протокол осмотра места происшествия. В
предусмотренных случаях направить участников ДТП на медицинское освидетельствование. При оформлении материалов по ДТП, при котором пострадали или погибли люди, находясь в оперативном подчинении старшего группы для выезда на ДТП (следователя), инспектор обязан: оказывать необходимую помощь пострадавшим, организовать их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них, номер наряда скорой помощи и т.д., установить участников события, изымать у них водительские удостоверения и в необходимых случаях регистрационные документы на транспортное средство, организовать охрану места и выявление очевидцев происшествия, оказывать помощь следователю при осуществлении замеров на месте ДТП, фиксации следов и осмотре транспортных средств, составлять справку о ДТП (л.д.52-57, 78-82).
Удовлетворяя заявленные требования, суд мотивирует это тем, что по смыслу положений п.1 Перечня, утвержденного Приказом МВД N 472, и примечания 2 к названному Перечню, для зачета периодов службы сотрудника ГИБДД МВД после 01.01.2009 в льготном порядке необходимо в совокупности наличие следующих условий:
осуществление им службы в должностях и подразделениях, поименованных в перечне; исполнение им функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. При несоблюдении одного из указанных условий, право на льготное исчислении выслуги лет для назначения пенсии, не возникает. Исходя из материалов дела установлено, что истец в спорные периоды проходил службу в должности инспектора дорожно-патрульной службы, которая поименована в п. 1 Перечня, утвержденного Приказом МВД N 472, с возложением дополнительной обязанности по выезду на ДТП. При указанных обстоятельствах в соответствии с примечанием 2 к Перечню N 472 подлежит установлению факт исполнения истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Совокупность имеющихся в деле доказательств суд признает достаточным для вывода об осуществлении истцом в спорные периоды таких функций.
Согласно п. 31 Административного регламента N 185 (действовавшего до 19.10.2017) исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Согласно п. 8 Административного регламента N 185 результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
Как следует из п. 31 Административного регламента N 664 исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия. Результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (п. 13 Административного регламента N 664).
Как следует из должностной инструкции инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка ДПС ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» на истца были возложены, помимо обязанности по осуществлению выезда на место совершения ДТП, в которых пострадали или погибли люди и другие обязанности, указанные в Административном регламенте. Поскольку вышеперечисленные мероприятия включены в перечень функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленный п. 31 Административного регламента N 185 и п. 31 Административного регламента N 664, участие в них истца подтверждено совокупностью имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что предусмотренное примечанием 2 к Перечню, утвержденному Приказом МВД N 472, условие для возникновения у истца права на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, соблюдено.
Таим образом, суд приходит к выводу, что период службы истца с 19.11.2009 по 01.06.2011 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Красноярску, и с 01.08.2011 по 01.07.2013 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управлении МВД России «Красноярское» должен быть включен в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, с перерасчетом службы за выслугу лет с учетом включения указанных периодов службы из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Суд не принимает довод представителя соответчика МО МВД России «Балахтинский», о том, что Осипов ФИО15 является действующим сотрудником МО МВД России «Балахтинский», рапорт на увольнение Осипова П.В. не подавал и в отношении Осипова П.В. решение об отказе в назначении пенсии в установленном порядке не принималось, следовательно, его права не нарушены, в то время как восстановлению подлежит только нарушенное право, поскольку в судебном заседании установлено, что Осипову П.В. было направлено уведомление об увольнении его со службы в органах внутренних дел РФ на основании п.4 ч.3 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 года № 342-ФЗ после 31.12.2022 года, в связи с чем, он и обратился в МО МВД России «Балахтинский» для расчета ему выслуги лет для назначении пенсии и не включение спорных периодов работы в льготном исчислении повлекли нарушение его прав, так как на 01.07.2022 года (по расчету ответчиков) выслуга истца составила 18 лет 04 месяца 26 дней в льготном исчислении, что повлекло не возможность назначения Осипову П.В. пенсии в случае его увольнения по требованию МО МВД России «Балахтиснкий». Так же суд не принимает довод представитель ответчика МО МВД России «Балахтинский» о том, что нарушений прав истца с их стороны не было, так как расчет выслуги лет подлежал обязательному согласованию с отелом пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Красноярскому краю, поскольку заявление о расчёте выслуги лет подается по месту службы истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Осипова ФИО16 удовлетворить.
Включить в выслугу лет Осипова ФИО17 периоды его службы в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по г. Красноярску с 19.11.2009 по 01.06.2011 годы, и в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на ДТП) дежурной части полка дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального управлении МВД России «Красноярское» с 01.08.2011 года по 01.07.2013 года для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет службы за выслугу лет с учетом включения указанных периодов службы из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2022 года