Дело № 2-1195/2029
№ 88а-6568/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 25 августа 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Спасского районного суда Приморского края от 03 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2021 года по административному делу по исковому заявлению прокурора города Спасска-Дальнего Приморского края к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Спасска-Дальнего Приморского края обратился в Спасский районный суд Приморского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, на ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю возложить обязанность в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, перечисленные в уточненном исковом заявлении.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Приморского края проведена проверка в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, в ходе которой установлено, что в указанном следственном изоляторе не в полной мере выполняются требования законодательства о пожарной безопасности при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По итогам проведения проверки, прокуратурой Приморского края в адрес начальника ГУФСИН России по Приморскому краю 30 июня 2020 года вносилось представление об устранении выявленных нарушений. В период с 17 августа 2020 года по 29 августа 2020 года проводилась проверка исполнения требований представления с привлечением специалиста ОНД и ПР по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС по Приморскому краю, по её результатам выявлено несоблюдение требований пожарной безопасности. Таким образом, администрацией ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю до настоящего времени в полной мере не соблюдаются требования законодательства по обеспечению пожарной безопасности, что влечёт возникновение, либо возможность возникновения факторов, создающих угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, содержащихся под стражей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.
Дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2021 года, административное исковое заявление прокурора города Спасска-Дальнего удовлетворено: на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанные в уточнении исковых требований; на ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 8 месяцев с момента поступления денежных средств осуществить работы, указанные в уточнении исковых требований.
24 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба ФСИН России, поданная через Спасский районный суд Приморского края 15 июня 2021 года, и кассационная жалоба ГУФСИН России по Приморскому краю, поданная непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, при вынесении судами судебных актов не приняты во внимание доказательства ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России о выделении финансовых средств ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю на 2020 год в размере 250 000 рублей для проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Расходным расписанием от 25 декабря 2019 года ГУФСИН России по Приморскому краю выделены лимиты бюджетных обязательств на изготовление проектно-сметной документации для монтажа пожарной сигнализации, обеспечения противопожарного режима на 2020, 2021, 2022 годы, которые были распределены по всем подведомственным учреждениям Приморского края. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений распределена ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю на 2022 год в размере 120 000 рублей. Прокурором города Спасска-Дальнего незаконно предъявлены требования к ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю, поскольку в силу требований пункта 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ они могут выступать в качестве ответчиков по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением для исполнения его денежных обязательств. Прокуратурой Приморского края не представлено доказательств о недостаточности финансирования, а судами не было установлено, что ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю выявлена недостаточность лимитов бюджетных обязательств для проведения указанного ремонта. Понуждение ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к её компетенции, нарушает установленный статьёй 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение ремонта в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Всё поступающее финансирование из ФСИН России распределяется и доводится до учреждений в установленные сроки. ФСИН России предприняты все необходимые меры по финансированию подведомственных территориальных органов, в том числе и ГУФСИН России по Приморскому краю. А ГУФСИН России по Приморскому краю предприняты все необходимые меры по распределению лимитов бюджетных обязательств подведомственным учреждениям, в том числе ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2020 года, кассационная жалоба ФСИН России на вступившие в законную силу судебные акты, и гражданское дело по иску прокурора города Спасска-Дальнего, в соответствии с частью 3 статьей 33.1 ГПК РФ, передана на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2021 года кассационные жалобы ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменные возражения прокуратуры Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах, регламентируется выше названным законом, а также ведомственными нормативными актами.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Статьёй 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу стать 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение
Согласно пункту 2.1 Устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников учреждения и иных лиц, находящихся на его территории; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права.
Для достижения указанных целей, Учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров (пункт 2.5.1 Устава).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2 Устава).
Как следует из пункта 4.3 Устава, ГУФСИН России по Приморскому краю в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, учреждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений.
Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. При недостаточности у Учреждения бюджетных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю в порядке, установленном действующим законодательством РФ (пункты 5.8 и 5.12 Устава).
Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Статьёй 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, Устав ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, установили, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Приморского края в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю, установлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, которые не были устранены в полном объёме после внесения представления прокурора 30 июня 2020 года, соблюдение требований пожарной безопасности не обеспечено, и пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора города Спасска-Дальнего, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц (подозреваемых, обвиняемых и осужденных), содержащихся в исправительном учреждении.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационных жалобах ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю не представлено.
Вопреки доводам кассационных жалоб ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю являются надлежащими административными ответчиками по настоящему делу.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационных жалоб, аналогичны позиции и доводам ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 03 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи