Судья Сибгатуллина Д.И. УИД 16RS0047-01-2023-003010-27
Дело № 5-480/2023
Дело № 7-769/2023
Решение
30 июня 2023 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Давлетшина А.Ф.,
при помощнике судьи Разваловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Багдасаряна А. – Халилов А.И. на постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 июня 2023 года, вынесенное в отношении Багдасаряна Ашота по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Багдасаряна А. – Халилова А.И., поддержавшего жалобу,
УСТАНОВИЛ:
20 июня 2023 года в 18 часов 30 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Армения – Багдасарян А. въехал на территорию Российской Федерации - 8 марта 2023 года, на миграционном учете состоял до 5 июня 2023 года по адресу: <адрес>, с 6 июня 2023 года и по настоящее время находится на территории Российской Федерации (Республики Татарстан) с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), тем самым Багдасарян А. нарушил требования статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Постановлением Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 июня 2023 года, Багдасарян А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Багдасаряна А. – Халилов А.И. просит постановление суда первой инстанции изменить, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указывается на несоразмерность назначенного наказания совершенному административному правонарушению. Автор жалобы полагает, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Податель жалобы ссылается на продолжительные отношения Багдасаряна А. с гражданкой Российской Федерации – Дадыкиной Р.В., с которой он проживает и ведёт совместный быт по адресу: <адрес> и намеревается в дальнейшем зарегистрировать брак в органах записи актов гражданского состояния. Кроме того, Багдасарян А. за все время пребывания в Российской Федерации характеризуется положительно, к административной ответственности ранее не привлекался, в связи с чем, выдворение Багдасаряна А. за пределы Российской Федерации противоречит принципам соразмерности наказания и не является единственным возможным способом достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В судебном заседании защитник Багдасаряна А. – Халилова А.И. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили. При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 20 июня 2023 года в 18 часов 30 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Армения – Багдасарян А. въехал на территорию Российской Федерации - 8 марта 2023 года, на миграционном учете состоял до 5 июня 2023 года по адресу: <адрес>, с 6 июня 2023 года и по настоящее время находится на территории Российской Федерации (Республики Татарстан) с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), тем самым Багдасарян А. нарушил требования статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 июня 2023 года № 8200669 (л.д.2); протоколом о доставлении от 20 июня 2023 года № 821 (л.д.3); протоколом об административном задержании от 20 июня 2023 года № 821 (л.д.4); рапортом сотрудника полиции (л.д.5); объяснением Багдасаряна А. (л.д.6); данными ФМС России АС ЦБДУИГ в отношении Багдасаряна А. (л.д.7-12), а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Указанные доказательства были оценены судом первой инстанции в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия Багдасаряна А. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Совершенное Багдасаряном А. деяние, выразившееся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы, которыми аргументирована жалоба, не содержат оснований для отмены или изменения вынесенного постановления суда первой инстанции, поскольку не освобождают Багдасаряна А. от ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
Багдасарян А. требования миграционного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в уклонении в отсутствие уважительных причин от выезда из Российской Федерации после истечения срока временного пребывания (проживания) не исполнялись на протяжении длительного времени. Эти обстоятельства фактически не оспариваются заявителем и подтверждаются вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о недопустимости выдворения Багдасаряна А. из Российской Федерации, не имеется, и с жалобой не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 февраля 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что Багдасарян А. близких родственников из числа граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не имеет, официально не трудоустроен, образования не получает, надлежащих мер к легализации своего пребывания в сложившейся противоправной ситуации не принял.
Доводы защитника Багдасаряна А. – Халилова А.И. о наличии фактических брачных отношений суд считает несостоятельными, поскольку брак с гражданкой Российской Федерации Дадыкиной Р.В. не зарегистрирован, доказательств того, что они проживают совместно и ведут общее хозяйство в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).
В связи с этим, по мнению суда, назначение дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения указанной меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы принятое судьей решение о выдворении гражданина Республики Армения - Багдасаряна А. за пределы Российской Федерации является обоснованным, установленными судом обстоятельствами, а именно ввиду отсутствия у Багдасаряна А. длительное время законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации. Оснований считать назначенное административное наказание чрезмерно суровым не имеется.
Доводы подателя жалобы о том, что Багдасарян А. за время нахождения на территории Российской Федерации к административной ответственности не привлекался не освобождают Багдасаряна А. от ответственности и не влекут отмену оспариваемого постановления.
В своей жалобе защитник Багдасаряна А. – Халилов А.И. ссылается на отсутствие оснований для назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Между тем, такое утверждение является несостоятельным, поскольку санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ наряду с назначением административного штрафа предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
При назначении наказания судом первой инстанции были учтены все фактические обстоятельства дела. Оснований, по которым дополнительное наказание в силу части 3 статьи 3.3 КоАП РФ не могло быть назначено, не имелось.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 апреля 2015 года по делу № 46-АД15-21, на вопрос об установлении разумного баланса между ответственностью государства за обеспечение публичного порядка и уважением личной и семейной жизни оказывают влияние данные, которые могли бы свидетельствовать о наличии стойких родственных связей.
Между тем, таковых на момент составления административного материала сотрудниками ОП № 4 «Юдино» Управления МВД России по г. Казани и рассмотрения дела судом первой инстанции, Багдасаряном А. не заявлялось, и по делу установлено не было. Как следует из жалобы, Багдасарян А. имел намерение узаконить свои отношения с гражданкой Российской Федерации – Дадыкиной Р.В., с которой в настоящее время он ведет совместный быт, однако в настоящее время официально брак на территории Российской Федерации не зарегистрирован.
При вынесении постановления судом первой инстанции баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Постановление судьи в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Багдасаряну А. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Административное наказание назначено Багдасаряну А. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.10, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Исходя из данных о личности нарушителя и конкретных обстоятельств дела, судья не усматривает оснований для отмены назначенного ему наказания.
Существенных процессуальных нарушений, нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Багдасаряна А. оставить без изменения, жалобу защитника Багдасаряна А. – Халилов А.И. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.
Судья А.Ф. Давлетшина