Дело № 12-53/2019
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2019 года г. Печора
Судья Печорского городского суда Республики Коми, находящегося по адресу: г.Печора, ул. Спортивная д.44, С.К. Литвиненко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе юридического лица ООО «Дорожная Концессия» на постановление должностного лица Минприроды Республики Коми №268 от 20.12.2018г., по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Дорожная Концессия», привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. от 20.12.2018г. №268 юридическое лицо ООО «Дорожная Концессия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
18.01.2019г. ООО «Дорожная Концессия» обратилось с жалобой на данное постановление в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.02.2019г. жалоба ООО «Дорожная Концессия» передана на рассмотрение по подведомственности в Печорский городской суд Республики Коми.
Дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и административного органа, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы (л.д.31-32). Административный орган представил письменные возражения, в которых жалобу не признает (л.д.33-35). Заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.39).
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, обозрев оспариваемый административный материал, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении, которым ООО «Дорожная Концессия» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, составлен 15.10.2018г. (л.д.22-25).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол, об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Согласно разъяснений, данных в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания названного протокола об административном правонарушении усматривается, что на составление протокола 15.10.2018г. представитель юридического лица был уведомлен 27.09.2018г., однако заказное письмо с уведомлением не стал получать, письмо по причине истечения срока хранения в почтовом отделении на данный момент не вернулось в адрес ГУ «Каджеромское лесничество».
Однако, как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №..., прибыло в место вручения 02.10.2018г. и выслано обратно, только 02.11.2018г. и поступило в ГУ «Каджеромское лесничество» 07.11.2018г. (л.д.40), то есть после составления должностным лицом протокола об административном правонарушении 15.10.2018г.
Изложенное свидетельствует о том, что 15.10.2018г. должностное лицо ГУ «Каджеромское лесничество» - Б., при составлении протокола в отношении юридического лица ООО «Дорожная Концессия» не располагал надлежащими доказательствами того, что юридическое лицо надлежащим образом было уведомлено о времени и месте составления протокола, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован должностным лицом административного органа при вынесении постановления.
Следует отметить, что при рассмотрении административного материала в отношении ООО «Дорожная Концессия» 20.12.2018г., представитель юридического лица в своих возражениях по делу, указывал на данное процессуальное нарушение (адм. материал), но должностное лицо, рассматривающее протокол об административном правонарушении от 15.10.2018г. этот довод юридического лица не учел.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом административного органа соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии юридического лица ООО «Дорожная Концессия» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. от 20.12.2018г. №..., вынесенные в отношении юридического лица ООО «Дорожная Концессия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановления (пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса).
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу юридического лица ООО «Дорожная Концессия» на постановление должностного лица Минприроды Республики Коми №... от 20.12.2018г., по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Дорожная Концессия», привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, - удовлетворить.
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. №... от 20 декабря 2018 года о привлечении юридического лица ООО «Дорожная Концессия» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа, в сумме 40 000 рублей– отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения либо получения копии данного решения через Печорский городской суд.
Судья - С.К. Литвиненко