47RS0017-02-2022-000136-86
Дело № 33-4764/2022
№ 2-338/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 13 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Алексеевой Г.Ю., Степановой Е.Г.,
с участием прокурора Амантаевой А.А.
при секретаре Белиновой П.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тихвинского муниципального района Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2022 года по гражданскому делу 2-338/2022 по иску Тихвинского городского прокурора, действующего в защиту интересов Румянцевой Алины Дмитриевны, к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании выделить финансирование, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Головиной Е.Б., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тихвинский городской прокурор, действуя в интересах Румянцевой А. Д., обратился в Тихвинский городской суд Ленинградской области к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области с иском, в котором просил обязать Правительство Ленинградской области, Комитет финансов Ленинградской <адрес> в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить администрации финансирование, предусмотренное для обеспечения Румянцевой А.Д. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам по договору социального найма специализированных жилых помещений, обязать Комитет общего и профессионального образования не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить передачу администрации финансовых средств, необходимых для обеспечения Румянцевой А.Д. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированных жилых помещений, обязать администрацию не позднее трех месяцев со дня выделения финансирования предоставить Румянцевой А.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование требований указал, что на основании постановления администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 12 января 2017 года № 01-31-а над Румянцевой А.Д. как лицом, оставшимся без попечения родителей, установлена опека. На основании постановления администрации от 1 декабря 2017 года № 01-3279-а Румянцева А.Д. временно помещена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ГБУ ЛО центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству».
Постановлением администрации от 8 мая 2018 года № 01-1133-а Румянцева А.Д. включена список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Румянцева А.Д. с 19 августа 2021 года имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, до настоящего времени Румянцева А.Д. жилым помещением не обеспечена.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2022 года постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области предоставить Румянцевой А. Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.
В удовлетворении остальных требований, в том числе, к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области, Правительству Ленинградской области Тихвинскому городскому прокурору отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области просит данное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В жалобе указывает, что предоставление жилого помещения Румянцевой А.Д. возможно только путем приобретения жилого помещения на финансовые средства, выделенные в силу закона местному бюджету из областного бюджета Ленинградской области. Отказ в удовлетворении требований к Правительству Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области влечет исключение обязанности ответственной стороны за выделение и передачу финансовых средств администрации Тихвинского района и ведет к нарушению порядка финансирования органа местного самоуправления муниципального образования.
Ответчики Правительство Ленинградской области, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и Комитет финансов Ленинградской области представили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет решение суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов апелляционной жалобы, представления.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из материалов дела, Румянцева А.Д., 19 августа 2003 года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: Л. <адрес>, площадка Улитов Ручей, <адрес>, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Румянцева В.И., умерла 12 мая 1998 года, сведения об отце в актовой записи о рождении Румянцевой А.Д. отсутствуют.
Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 12 января 2017 года №01-31-а, опекуном Румянцевой назначена Стельмах Е.В.
1 декабря 2017 года №01-3279-а Румянцева А.Д. на основании постановления администрации была временно помещена под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ГБУ ЛО центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству».
Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 8 мая 2018 года №01-1133-а установлен факт невозможности проживания Румянцевой А.Д. в жилом помещении по адресу: Л. <адрес>, площадка Улитов Ручей, <адрес>, Румянцева А.Д. включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений.
На момент рассмотрения дела жилое помещение Румянцевой А.Д. не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Румянцева А.Д. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Вопросы финансового и материального обеспечения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Областным законом Ленинградской области от 17 июня 2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".
В частности, ст. 5 указанного областного закона предусмотрено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в областном законе об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
Порядок расходования указанных средств определяется Правительством Ленинградской области.
Общий объем субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с методиками согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 к настоящему областному закону.
Материальные средства для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с настоящим областным законом, в пользование, управление или муниципальную собственность не передаются.
Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ленинградской области нормативно установлен, решение суда не должно его подменять.
Каких-либо оснований для вмешательства суда в межбюджетные отношения, складывающиеся между администрацией, Правительством Ленинградской области, Комитетом финансов Ленинградской области, Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, не имеется.
Ссылка ответчика на допущенные судом процессуальные нарушения не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не относятся к перечисленным в статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Довод жалобы о том, что указанное решение нарушает права других детей- сирот, право на получение жилых помещений у которых возникает в 2022 году, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку действующее законодательство не ставит возможность предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда указанной категории граждан в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, включения в Список.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: