Решение по делу № 2-2245/2023 от 03.04.2023

66RS0006-01-2023-001601-36

Дело № 2-2245/2023

мотивированное решение изготовлено 02 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург                                                               27 апреля 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Шамсутдиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Федотовой А.В.,

с участием представителя истца помощника Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Абдуллаева А.А.,

представителя ответчиков ФСИН России, МСЧ-66 Кочневой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился к ФКУЗ «Медико - санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – МСЧ-66), Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации с иском о возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указал, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов МСЧ-66 и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

Так, согласно информации врио начальника МСЧ-66 от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил возложить на МСЧ-66 обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус. Возложить на ФСИН России обязанность незамедлительно со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.

В судебном заседании помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Абдуллаев А.А., исковые требования поддержал. Уточнил, что срок исполнения обязанностей просит установить течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о чем к делу приобщено заявление (л.д. 50-55).

Представитель ответчиков ФСИН России, МСЧ-66 Кочнева Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.56-58). Пояснила, что приобретение медицинского оборудования возможно только в рамках Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013. Относительно реагентов для определения иммунного статуса указала, что на основании письма поставщика указанных реагентов от 14.11.2022 о невозможности исполнения условий контракта на поставку реагентов ввиду отсутствия их в Российской Федерации, контракт расторгнут, поскольку поставка реагентов в Российскую Федерацию прекращена в связи с санкциями, введенными США. Поставщик найденный в 2023 году внесен в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем процедура закупки должна быть проведена сначала. В случае, если суд найдет исковые требования обоснованными просила установить как можно более длительный срок на устранение указанных нарушений, поскольку финансовый план уже сформирован, денежные средства доведены до получателя, а также требуется неопределенное время для поиска поставщика реагентов.

Заслушав представителей истца, ответчиков, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Частью 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государством гарантируются предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 23.06.2022 №438н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

В соответствии с п.2 указанного стандарта для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением проводятся, в том числе, лабораторные исследования крови на иммунный статус, установлена кратность исследований.

Согласно Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение за пациентами с ВИЧ-инфекцией», утвержденным Минздравсоцразвития Российской Федерации 29.12.2006 < № > целью диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им своевременной медицинской помощи.

Также указанными рекомендациями утверждено, что частота и объем плановых обследований пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу ВИЧ-инфекции, зависит от стадии заболевания и уровня СD4-лимфоцитов в крови.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов МСЧ-66 и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

Так, согласно информации врио начальника МСЧ-66 от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

Объем указанных нарушений представителем ответчиков в судебном заседании не оспаривался.

Доказательства устранения указанных нарушений, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками в материалы дела не представлены.

Судом приняты во внимание представленные в материалы дела доказательства тому, что контракт на поставку реагентов для определения иммунного статуса расторгнут ввиду прекращения поставок в Российскую Федерацию из США, а также предпринятые МСЧ-66 меры по поиску новых поставщиков.

Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на МСЧ-66 по устранению выявленных прокурором нарушений федерального законодательства об охране здоровья граждан, а также требования к ФСИН России, как распорядителю денежных средств о возложении обязанности обеспечить финансирование устранения МСЧ-66 указанных нарушений.

При этом суд полагает обоснованными доводы представителя ответчиков об установлении более длительного срока для устранения указанных нарушений, поскольку финансовый план уже сформирован, денежные средства доведены до получателя, а также принимает во внимание, что для поиска поставщика реагентов требуется неопределенное время, поскольку их производство осуществляется за пределами Российской Федерации, в связи с чем приходит к выводу, что в соответствии с уточненными исковыми требованиями срок устранения указанных нарушений должен быть установлен в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности, - удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (ИНН 6610001302) обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации (ИНН 7706562710) обязанность обеспечить финансирование исполнения указанных обязанностей в указанный срок.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Шамсутдинова Н.А.

66RS0006-01-2023-001601-36

Дело № 2-2245/2023

мотивированное решение изготовлено 02 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург                                                               27 апреля 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Шамсутдиновой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Федотовой А.В.,

с участием представителя истца помощника Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Абдуллаева А.А.,

представителя ответчиков ФСИН России, МСЧ-66 Кочневой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился к ФКУЗ «Медико - санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – МСЧ-66), Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации с иском о возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указал, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов МСЧ-66 и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

Так, согласно информации врио начальника МСЧ-66 от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил возложить на МСЧ-66 обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус. Возложить на ФСИН России обязанность незамедлительно со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование указанных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства.

В судебном заседании помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Абдуллаев А.А., исковые требования поддержал. Уточнил, что срок исполнения обязанностей просит установить течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о чем к делу приобщено заявление (л.д. 50-55).

Представитель ответчиков ФСИН России, МСЧ-66 Кочнева Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.56-58). Пояснила, что приобретение медицинского оборудования возможно только в рамках Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013. Относительно реагентов для определения иммунного статуса указала, что на основании письма поставщика указанных реагентов от 14.11.2022 о невозможности исполнения условий контракта на поставку реагентов ввиду отсутствия их в Российской Федерации, контракт расторгнут, поскольку поставка реагентов в Российскую Федерацию прекращена в связи с санкциями, введенными США. Поставщик найденный в 2023 году внесен в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем процедура закупки должна быть проведена сначала. В случае, если суд найдет исковые требования обоснованными просила установить как можно более длительный срок на устранение указанных нарушений, поскольку финансовый план уже сформирован, денежные средства доведены до получателя, а также требуется неопределенное время для поиска поставщика реагентов.

Заслушав представителей истца, ответчиков, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Частью 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государством гарантируются предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 23.06.2022 №438н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

В соответствии с п.2 указанного стандарта для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением проводятся, в том числе, лабораторные исследования крови на иммунный статус, установлена кратность исследований.

Согласно Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение за пациентами с ВИЧ-инфекцией», утвержденным Минздравсоцразвития Российской Федерации 29.12.2006 < № > целью диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им своевременной медицинской помощи.

Также указанными рекомендациями утверждено, что частота и объем плановых обследований пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу ВИЧ-инфекции, зависит от стадии заболевания и уровня СD4-лимфоцитов в крови.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, что в феврале 2023 года Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов МСЧ-66 и их здравпунктов, дислоцированных в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области.

В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья, в том числе страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

Так, согласно информации врио начальника МСЧ-66 от 30.03.2023 в указанных исправительных учреждениях содержится 567 человек ВИЧ-инфицированных больных, из которых 555 нуждается в определении иммунного статуса.

Объем указанных нарушений представителем ответчиков в судебном заседании не оспаривался.

Доказательства устранения указанных нарушений, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками в материалы дела не представлены.

Судом приняты во внимание представленные в материалы дела доказательства тому, что контракт на поставку реагентов для определения иммунного статуса расторгнут ввиду прекращения поставок в Российскую Федерацию из США, а также предпринятые МСЧ-66 меры по поиску новых поставщиков.

Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на МСЧ-66 по устранению выявленных прокурором нарушений федерального законодательства об охране здоровья граждан, а также требования к ФСИН России, как распорядителю денежных средств о возложении обязанности обеспечить финансирование устранения МСЧ-66 указанных нарушений.

При этом суд полагает обоснованными доводы представителя ответчиков об установлении более длительного срока для устранения указанных нарушений, поскольку финансовый план уже сформирован, денежные средства доведены до получателя, а также принимает во внимание, что для поиска поставщика реагентов требуется неопределенное время, поскольку их производство осуществляется за пределами Российской Федерации, в связи с чем приходит к выводу, что в соответствии с уточненными исковыми требованиями срок устранения указанных нарушений должен быть установлен в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о возложении обязанности, - удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (ИНН 6610001302) обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, ИК-10, ИК-45, ИК-46, ИК-47, ИК-52, ИК-59, ИК-66, Кировградской ВК ГУФСИН России по Свердловской области на иммунный статус.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации (ИНН 7706562710) обязанность обеспечить финансирование исполнения указанных обязанностей в указанный срок.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Шамсутдинова Н.А.

2-2245/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Бурцев Д.А.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний России
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее